«ФУРИЯ». НА ВЗЛЕТЕ УКРАИНСКОЙ ВОЕННОЙ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ. Часть 4

При дальнейшем усовершенствовании модификации А1-С разработчики «Фурии» учли пожелание артиллеристов и командования Ракетных войск и артиллерии ВСУ, которые те озвучили после подконтрольной эксплуатации БАК в артбригадах. На основе опыта боевого применения изделия специалисты «Атлон Авиа» разработали новые технические решения, которые воплотили в комплексе А1-СМ «Фурия». В частности, носовая часть модернизованной версии летательного аппарата  оснащена новой оптической системой, которая способна «видеть» в горизонтальной плоскости 360 градусов. А в ее крыло встроен фотоаппарат, который ведёт непрерывную съёмку.

Новый комплекс получил и специализированное программное обеспечение, которое упростило и ускорило действия корректировщиков, обеспечивая более эффективное поражение целей и повышая живучесть наших артподразделений. Два рабочих места – пилота и корректировщика стали узкоспециализированными. А1-СМ «Фурия» имеет основной и резервный каналы управления. Оба они цифровые и защищенные. За годы эксплуатации БАК в зоне АТО они продемонстрировали высокую надежность. При этом канал передачи данных в модернизированной «Фурии» остался аналоговым, а команда разработчиков продолжает искать новые решения в этом направлении.

Модернизированный образец прошел определяющие ведомственные испытания в интересах ВСУ по методике ЦНИИ ВВТ ВСУ. По так называемому «интегральному показателю» комплекс А1-СМ «Фурия» получила наивысший балл среди БАК отечественного производства.  И уже в рамках гособоронзаказа в 2016 и 2017 годах НПП «Атлон Авиа» поставляло ВСУ этот модернизированный продукт.

В компании прекрасно понимали, что нет пределу совершенству, и, подписав очередной контракт на поставку МОУ модели А1-СМ «Фурия» на 2018 год буквально усилием воли отказалась от дальнейшего ее глобального улучшения. Генеральный конструктор Павел Мельниченко тогда констатировал: «На данный момент – это уже стабильный продукт, который будет актуален еще лет пять точно. Что будет завтра – неизвестно. Поэтому делать изделие на долгосрочную перспективу было бы неразумно».

Готовясь к выполнению третьего заказа в рамках ГОЗ-2018, в компании приняли решение не гоняться за большими объемными контрактами. Такую позицию объяснили тем, что ресурсов для большой серии еще недостаточно, к тому же необходимо время для разработки нового продукта и доведения его до испытаний уже к концу 2018-го.

***

В сфере обеспечения ВСУ современными БПЛА военное ведомство изначально сделало акцент на БАК, которые по масштабу задач классифицируют как «поля боя» и тактические. В районе АТО они предназначались для выполнения задач разведки, корректировки огня артиллерии и оценки результатов огневых ударов. Постепенно в механизированных и артиллерийских бригадах ВСУ, выполняющих боевые задачи на востоке Украины, создаются специальные подразделения, оснащенные БАК «поля боя» отечественного производства, такими, как А1-С «Фурия», Spectator-М, «Мара-2М», «Аист-100», польским БАК Fly Eye и т.д,

Конструкторы, программисты, инженеры НПП «Атлон Авиа», создавая продукт, стремились найти универсальные решения под конкретную задачу. Их «Фурия» может быть использована в разведке, но сам производитель позиционирует образец как БАК для артиллерии. Такая ориентация изделия диктует специализацию управления, программного обеспечения, систем наблюдения и т.д. Для проектирования БАК в интересах ВСУ необходимо придерживаться четких характеристик под конкретные технические задания, считают в компании.

В «Атлон Авиа» считают: для того, чтобы сделать настоящий БАК для нужд ВСУ, нужно самим стать артиллеристами, разведчиками и проникнуться их духом, задачами, тактикой. Например, понять, что такое артбатарея на марше: как она разворачивается, какие у нее позиции, куда направлен огонь… И только после этого можно сделать качественное изделие, необходимое именно артиллерии.

Вопрос качества производимых изделий всегда был приоритетным для компании. Директор НПП «Атлон Авиа» Артем Вьюнник на всех совещаниях и конференциях, где обсуждались проблемы организации жизнедеятельности частных предприятий ОПК и их взаимоотношений с госструктурами, в частности, с Минобороны как основным заказчиком в рамках гособоронзаказа, всегда имел свое мнение, часто отличающееся от большинства. Он стоял на позициях профессионального менеджмента: главное сделать не быстро, а качественно. Он против отмены ГОСТов,  и аргументируя свою позицию следующим образом: «Нужно отдать должное выстроенной системе ГОСТов, военной приемке, испытательных центров, ЦНИИ ВВТ ВСУ, ГНИЦ… Она просто не позволяет некачественному изделию попасть в войска. И никакая коррупция не в силах на это повлиять».

БАК А1-СМ «Фурия» готовится к госиспытаниям, которые открывает новую страницу в биографии ее производителя. Принятие на вооружение в ВСУ дает предприятию возможность долгосрочного планирования, связанного с эксплуатацией, позволит создавать под это штаты по управлению БАК в воинских частях, выделять ресурсы на ремонт «Фурии», на обучение персонала и т.д. Принятие на вооружения образца на 99% закрывает эксплуатационную часть вопроса.

НПП «Атлон Авиа» среди отечественных производителей БАК в определенном смысле стал первопроходцем всех необходимых процедур по дороге к стабильному партнерству с Минобороны в части ГОЗ. Не исключено, что частная компания станет пионером и в прохождении госиспытаний БАК. Хотя совместные решения по испытаниям подписаны с несколькими производителями.

После представления образца БАК на выставке в Стамбуле (май 2017 г.), разработчика начали атаковать потенциальные заказчики из Пакистана. За продвижение на пакистанском рынке уже взялся украинский спецэкспортер – СВТФ «Прогресс».

Отвечая на вопрос «Defense Express» о шансах украинских производителей отвоевать свой сегмент на международном рынке беспилотных систем, директор НПП «Атлон Авиа» Артем Вьюнник отметил, что ничего невозможного нет, если четко разобраться, какие именно детали играют ключевую роль. Несмотря на высокую конкуренцию, у Украины есть определённые преимущества. Сегодня не во все страны ведущие производители БАК могут продавать свои решения по тем или иным причинам. И не каждый покупатель готов платить большие деньги за продукт именитых американских или израильских производителей. И вот на стыках желаний, цен и возможностей появляется место для украинских компаний… По мнению Вьюнника, не очень дорогие, но достаточно серьёзные по функциональности комплексы наших производителей могут быть востребованы в странах, куда развитые государства не готовы, или не могут поставлять свой продукт.

На своей базе компания может производить полсотни беспилотных авиационных комплексов в год. В НПП «Атлон Авиа» непрестанно думают о будущем компании и вкладывают в ее развитие. Продолжать функционировать на высоких оборотах команде частного НПП помогает понимание того, что в условиях рынка и жесткой конкуренции только действие и поиск новых решений способны удержать их компанию в полете. Потому параллельно команда «Атлон Авиа» разрабатывает новый продукт — высокоточный барражирующий боеприпас с оптическим каналом наведения. А также продолжает искать решения для расширения функционала использования БАК за счет установки на борт специальных средств. Таких, например, как датчики радиационного контроля. Эту идею, предложенную производителем таких дозиметров — львовской компанией «Спарринг Вист» в киевском НПП «Атлон Авиа» считают весьма перспективной.

 

Ольга Ваулина,

ОПК