«УКРОБОРОНПРОМ». МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

С момента создания в 2010-м году государственного концерна «Укроборонпром», объединившего под своим крылом разрозненные государственные предприятия ОПК, не утихала критика в адрес новой структуры. И во многом она была оправданной – в конце концов, сложно было подозревать благие намерения у тогдашнего руководства государства, с его потребительским отношением к оборонной промышленности. Структура концерна и система его управления не способствовали искоренению негативных тенденций в государственном сегменте ОПК.

Однако 2014 военный год, когда потребности Украины в продукции «оборонки» принципиально изменились, «Укроборонпром» в критической обстановке сумел существенно нарастить объёмы производства новых вооружений и военной техники, оперативно наладить процесс ремонта и модернизации огромного количества старых образцов, со времён СССР находившихся на хранении. Преодолев активную фазу конфликта, госконцерн в более спокойной обстановке получил возможность проводить необходимые, и давно назревшие реформы. Стало очевидным – технологический, кадровый, организационный задел советского прошлого практически полностью исчерпан.

Смена руководства компании в 2017 году ознаменовала новый этап в жизни государственной «оборонки», когда от критической необходимости в латании оборонных дыр, и пополнении войск всем необходимым для отражения агрессии, пришло время переходить к развитию  новых образцов вооружений и военной техники, продвижению современных технологий и разработок. Ныне есть основания говорить о ряде успешно реализованных и перспективных проектах.

Среди очевидных успехов государственной украинской оборонки реализация ряда проектов в бронетанкостроении – отрасли, элементы которой оказались наиболее полно представлены в советском оборонном наследии, доставшемся Украине. Мировую известность и заслуженную славу приобрели разработки Михаила Борисюка – конструктора, чьей заслугой является сохранение и развитие национальной школы бронетанкостроения. Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. Морозова, продолжило развития проектов по усовершенствованию основного боевого танка «Оплот» и новых образцов легкой бронетехники. К 2018 году в отношении танка, вполне успешно экспортируемого в Таиланд, реализовывалось порядка полтора десятка новых опытно-конструкторских работ (ОКР), призванных улучшить его характеристики и усилить «национальную принадлежность» (в тайской версии было достаточно узлов иностранного производства). По мнению директора информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергея Згурца, первая танковая рота из «Оплотов» появится в ВСУ в 2019-2020 годах.

Экспортные поставки «Оплотов» позволили перейти к развитию ведущему предприятию отрасли – харьковскому заводу им. Малышева. По словам генерального директора завода Александра Хланя, за период 2011-2015 гг. производилось пять танков «Оплот» в год. «Теперь мы вышли на темп три новых танка в месяц. Я всем пытаюсь донести, что заводом имени Малышева надо гордиться. На мой взгляд, это лучшее предприятие «Укроборонпрома», – утверждал директор завода в интервью изданию Defence Express. А.Хлань также обозначил основные наметившиеся направления для развития, реформирования и модернизации этого гигантского предприятия, отметив важность современных технологий управления. «Начат процесс перевода предприятия на современные цифровые платформы для контроля и управления предприятием. Что я хотел бы и что нужно, так это полная прозрачность остатков на складах, количества брака, контроля над изменением суточного задания,  сколько было сделано и не сделано и т.д. Всё это в режиме онлайн. Чтоб ускорить этот процесс, мы набрали команду молодых компьютерных гениев, которые разработали переходную программу для того, чтоб всё-таки навести в этом резкость».

Отдельно гендиректор подчеркнул важность производства двигателей для поддержания предприятия на плаву. «Двигатель – это сердце танка, – считает Александр Хлань. – И тут нам действительно есть чем гордиться. Харьковский танковый двигатель – это бренд. Это уникальная конструкция. Наш двигатель всеяден по топливу и работает во всех требуемых режимах температур. Поэтому, конечно же, спрос на двигатели есть, и он превышает спрос на танки. Но такое положение вещей сложилось ситуативно, когда заказ на производство новых танков, по сути, не является значительным, если учитывать потенциал завода».

Но на «Оплотах» харьковские конструкторы не намерены останавливаться. В мае 2017-го «Укроборонпром» сообщил о разработках перспективного танка нового поколения, которые ведутся в ХКБМ. Комплексная работа, которая предусматривает проектирование абсолютно новой машины, разделена на отдельные этапы. Ими предусмотрено создание моторно-трансмиссионного отделения, разработка новых систем вооружения, защиты и системы управления огнем, а также автоматизациюя большинства процессов для сокращения количества членов экипажа из трех человек — до двух. Ожидается, что проектирование нового танка займет несколько лет. Сейчас коллективом ХКБМ проведены предварительная разработка построения моторно-трансмиссионного отделения и расчеты основных параметров двигателя, а также идут работы по изготовлению опытных образцов трансмиссии. Новый двигатель должен получить мощность на уровне 1500 л.с., возможность работать на различных видах топлива и их смесях и способность работать при критичных температурах и климатических условиях. Он должен иметь компактные размеры, модульность конструкции и возможность применения, как в заднеприводной, так и в переднеприводной компоновке. Благодаря этому, двигатель может быть использован и при создании новых образцов тяжелой гусеничной техники.

ХКБМ ведет работы по созданию бронетехники нового поколения, которая должна поступить на вооружение украинской армии в 2020-х годах. «Комплексная работа, которая предусматривает проектирование абсолютно новой машины, разделена на отдельные этапы. Ими предусмотрено создание моторно-трансмиссионного отделения, разработка новых систем вооружения, защиты и системы управления огнем, а также автоматизация большинства процессов для сокращения количества членов экипажа из трех человек — до двух», — отмечалось в сообщении.

Заметно поработали оружейники и над новой модификацией БТР-4, которая в конце 2017 года прошла заводские испытания, получив название БТР-4МВ1. Эта боевая машина построена с широким применением опыта использования БТР-4 в зоне боевых действий, внедрения стандартов НАТО и технологических решений в соответствии с последними тенденциями развития бронетехники в странах Альянса. Благодаря этому удалось достичь принципиально новых боевых возможностей БТР-4МВ1. Главной особенностью БТР-4МВ1 стало использование модульного подхода в построении бронезащиты машины и разнесения слоев брони. Благодаря этому достигается значительное повышение защиты экипажа и самой боевой машины. Новая фронтальная часть машины, сконструирована в соответствии с последними тенденциями бронированных машин НАТО, получила эффективный наклон и усиленную защиту, что существенно увеличило вероятность рикошета вражеских снарядов. Специалистами ХКБМ им. Морозова достигнут принципиально новый уровень защиты БТР-4МВ1, который значительно превышает любой образец БТР или БМП из находящихся на вооружении в Украине. Кроме того, благодаря модульному подходу в бронировании и наличии многоцелевых отсеков, которые позволяют устанавливать дополнительные топливные баки, поплавки или дополнительную броню, существует возможность за минимальное время переоснастить БТР-4МВ1.

В сочетании с возможностью использования различных боевых модулей для изменения вооружения боевой машины, сейчас возможно за короткое время приспособить БТР-4МВ1 к выполнению любой специфической задачи, собирая профильные версии, от дозорно-разведывательной машины до машины-амфибии для морской пехоты. Также специалисты завода уделили внимание условиям работы экипажа и десанта – начиная от новых комфортных кресел, которые обеспечивают защиту от последствий взрывов мин и фугасов, к новой системе кондиционирования и отопления.

В это же время проведена работа и по совершенствованию огневых возможностей БТР 4МВ1, несмотря на то, что оснащение боевого модуля «БМ-7 Парус» осталось без изменений. В дополнение к 30-мм автоматической пушке, 30-мм автоматическому гранатомету, 7,62-мм пулемету, а также высокоточному противотанковому комплексу «Барьер» боевая машина получила новый оптико-электронный прицел с мощным тепловизором, который соединен с высокоточной цифровой системой ведения огня. Новый прицел позволяет экипажу БТР-4МВ1 уничтожать противника на максимальной дальности действия оружия, в том числе, ночью и в сложных погодных условиях, это значительно расширяет боевые возможности БТР-4МВ1. Ныне специалисты ХКБМ им. Морозова ожидают соответствующего решения со стороны силовых ведомств Украины для проведения всесторонних испытаний БТР-4МВ1 непосредственно украинскими военными, что является необходимым условием для принятия новой боевой машины на вооружение и, включения ее государственный оборонный заказ после развертывания серийного производства.

Кроме того, специалисты ХКБМ сосредоточены на создании БМП-У, новой боевой машины пехоты, которая должна заменить в армии БМП-1 и БМП-2. Уже разработана конструкторская документация, а изготовление опытного образца и начальный комплекс испытаний будут проходить в 2019 году. Планируется, что новая БМП-У будет оснащаться дизельным двигателем мощностью 735 л.с. и автоматической трансмиссией. БМП-У предназначена для транспортировки и огневой поддержки подразделений Сухопутных войск ВСУ, рассчитана на защиту экипажа в составе 3 членов и 7 десантников. По расчетам, уровень защиты БМП-У на 10-12% выше БТР-4. Кроме того, моторно-трансмиссионный отсек расположен в передней части корпуса, что гарантирует больший уровень защиты экипажа. Новая БМП-У будет вооружена боевым модулем БМ-8 с 30-мм автоматической пушкой, автоматическим гранатометом, пулеметом, а также управляемыми противотанковыми ракетами «Барьер». Боевая машина создается по модульному принципу, с возможностью использования базовой платформы для целого семейства гусеничных машин: планируется создание на базе новой БМП-У командирской, командно-штабной, разведывательной, медицинской, ремонтно-эвакуационной и других машин.

В состав «Укроборонпрома» входят и другие предприятия, успешно работающие в отрасли бронетанкостроения – в частности, «Киевский бронетанковый завод». В 2017 году этот завод полностью выполнил государственный оборонный заказ, передав в ВСУ и НГУ новые БТР-3ДА. Сейчас предприятие продолжает наращивать темпы. В частности, подписаны новые контракты с Министерством обороны и, через спецэкспортеров с иностранными партнерами.

«Мы закончили 2017 год без всякого долга, без штрафных санкций: все четко, в определенные контрактами сроки, – сообщал журналистам директор завода Вадим Швакро. – Начало года для завода также могу считать положительным. Мы получили едва ли не самый большой пакет заказов по сравнению с тремя предыдущими годами. Сейчас мы работаем на полную мощность, шесть полных рабочих дней в неделю. Только на корпусном участке у нас несколько десятков машин. Это БТР-3 – как новые образцы, так и БТР-80 для ремонта, танки Т-72, которые у нас проходят модернизацию».

БТР-3, разработанный ХКБМ имени Морозова в начале 2000-х, сегодня собирается на Киевском бронетанковом заводе, и является вкладом предприятия в развитие украинской лёгкой бронетехники. Начиная с 2002 года было изготовлено и поставлено инозаказчикам более 300 единиц бронетранспортеров различных модификаций. Однако применение машины в реальных боевых условиях в зоне проведения боевых действий на Донбассе показало, что машина нуждается в усовершенствовании. В первой половине 2016-го года Киевский бронетанковый завод выпустил первые два глубоко модернизированных бронетранспортера – БТР-3ДА.

На БТР-3ДА установлен двигатель «Deutz». Двигатели компании «Deutz», кроме БТР-3, устанавливаются на БТР-4 и на бронеавтомобиль «Дозор». Бронетранспортер оснащен боевым модулем БМ-3М «Штурм», который имеет на вооружении 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1, две пусковые установки для противотанковых управляемых ракет «Барьер», 30-мм автоматический гранатомет КБА-117 и спаренный с пушкой пулемет КТ-7,62. Для эффективного применения боевого модуля по левому борту установлен дополнительный силовой агрегат, который позволяет использовать его без запуска основной силовой установки. Обновленный БТР имеет улучшенную бронезащиту экипажа (количество слоев внутренней дополнительной защиты выросло с 7 до 18), улучшенную защиту против обломков. В целом на КБЗ постарались учесть все просьбы украинских военных, чтобы новая модель была эффективной и надежной.

«С марта по декабрь 2016 года мы внесли около 1000 изменений в конструкцию бронетранспортера, – комментировал работу по модернизации машины директор завода. – Харьковское конструкторское бюро им. А.Морозова постоянно работает над совершенствованием машины, мы раз в неделю получаем какие-то корректировки. Машина прошла определяющие ведомственные испытания, после которых выявлены недостатки, и замечания были устранены. Вопросы «узких» проблемных мест были решены еще в прошлом году: сварные швы, планки закрытия швов, усиление и тому подобное. В работе находится нижняя часть люка десанта, но и здесь уже есть готовое решение, которое надо только воплотить в следующих образцах. Поэтому все проблемы с пулестойкостью решены».

В дальнейшем планируется совершенствование боевого модуля путем установления оптико-электронного модуля (ОЭМ-ВМ) с тепловизионным каналом, производства Изюмского приборостроительного завода. Сегодня на предприятии планируют освоить самостоятельный выпуск корпусов для бронемашин, которые изготовляются на Лозовском кузнечно-механическом заводе. С этой целью на мариупольском «Азовмаше» был приобретён стапель, и отработан процесс производства корпусов своими силами, в соответствии с конструкторской документацией ХКБМ, и, частично, разработанной техническим отделом КБЗ. Корпуса нескольких машин, изготовленных для одного из иностранных заказчиков, были выпущены уже непосредственно силами Киевского бронетанкового завода.

Другим однозначным успехом предприятий «Укроборонпрома», и украинского ОПК в целом, стало создание отечественных ракетных программ – прежде всего, разработок Государственного киевского конструкторского бюро «Луч», и его руководителя Олега Коростелева, подробно описанные в главе «Кузнец ракетного щита». В результате плодотворной работы этого столичного предприятия в Украине были созданы собственные образцы высокоточного противотанкового вооружения – в том числе и отечественные ПТРК, активно применяемые украинскими войсками на востоке страны, по ряду признаков не уступающие знаменитым «Джавелинам», а по некоторым параметрам даже их превосходящие.

В рамках курса на кластеризацию «Укроборонпрома», озвученного новым руководством концерна, ведущим предприятием будущего кластера радиолокации, связи и РЭБ должно стать запорожское предприятие КП «Научно-производственный комплекс «Искра». В 2017 году концерн зафиксировал рост объемов реализации продукции предприятия для нужд Министерства обороны Украины, по сравнению с 2015 годом, в 8 раз. В течение года, НПК «Искра» была завершена разработка и изготовлены опытные образцы двух новых радиолокационных станций 80К6Т и МР18, финансирование которых проведено полностью за счет собственных средств. Кроме того, в 2017 году на предприятии освоено производство, и изготовлены новые виды техники. В числе последних разработок «Искры» – опытный образец радиолокационной станции нового поколения 80К6Т, которая работает на твердотельных модулях. Система 80К6Т — 3-х координатная высокопотенциальная РЛС кругового обзора с широчайшими возможностями по обнаружению и измерению координат различных типов целей, способная работать в условиях воздействия различных видов помех. Эта РЛС относится к типу GCI (по классификации НАТО). Работает в диапазоне S. Станция обеспечивает автоматическое обнаружение и определение трех координат, «привязку» сигналов государственного опознавания и сопровождение обнаруженных целей на малых, средних и больших высотах, и выдает информацию об обнаруженных целях на командные пункты.

«Ключевыми особенностями данных РЛС (МР-18 и 80К6Т) для потребителя должны стать их надежность, способность работы на больших высотах, возможность транспортировки различными видами транспорта… Наша РЛС предлагает гораздо больше в плане обнаружения и, по нашим оценкам, это максимум для РЛС такого класса. Например, потенциал РЛС позволяет производить обнаружение целей с ЭПР (эффективная площадь рассеяния) 2м2 на дальности до 450 км», — описывал станцию заместитель директора НПО «Искра» Вячеслав Траилин. Следует отметить, что РЛС 80К6Т еще в прошлом году заинтересовались две страны Ближнего Востока, а в результате ее создания стало возможным участие «Искры» в тендере в одной из стран Юго-Восточной Азии. 80К6Т оборудована транзисторным передатчиком, и имеет возможность транспортировки американским военно-транспортным самолетом С-130 Hercules. Именно эти требования указаны практически во всех международных тендерах на закупку РЛС.

Не так давно компания «Искра» освоила  новое направление производства военной техники – комплекса РЭБ «Мандат-Б1Э», и станции РЭБ Р-330TRC. Комплекс «Мандат-Б1Э» был принят на вооружение в 2014 году, предназначен для мониторинга радиоэлектронной обстановки, и постановки радиопомех каналам радиосвязи в диапазоне частот от 1,5 до 1000 МГц. Разработчиком и первым производителем «Мандат» была донецкая компания ГАХК «Топаз». «Искра» взяла на себя обязательства по освоению и восстановлению производства комплекса. Сейчас же «Мандат» — на этапе изготовления.

Во II квартале 2017 года предприятие передало ВСУ станцию ​​РЭБ Р-330TRC, предназначенную для обнаружения и подавления каналов радиосвязи в диапазоне частот от 30 до 2500 МГц.

Специалисты научно-производственного комплекса «Искра» разрабатывают новые радиолокационные станции и разведывательные комплексы. Сейчас в разработке находится исследовательский образец современного средства контрбатарейной борьбы. Передача образца для государственных испытаний планируется в 2018 году. Также в концерне сообщают, что «Искра» завершила первый этап разработки новой радиолокационной станции обнаружения воздушных объектов, движущихся на малых и сверхмалых высотах.

В условиях фактического отсутствия в Украине производства военных самолетов, и острой необходимости восстановить боеспособность Воздушных сил ВСУ неизбежным стал курс на модернизацию находящегося на вооружении советского авиапарка. Одним из предприятий, на котором ведутся подобные работы, стал Львовский государственный авиационно-ремонтный завод. Здесь модернизируют фронтовой истребитель Миг-29. В варианте МУ2 истребитель получает модернизированную систему управления вооружением, в частности блок-вычислитель боевого применения, который управляет вооружением с телевизионными головками наведения. Машина приобретает признаки многоцелевого истребителя с возможностью боевого применения по наземным целям. Изюминка здесь в установлении ракетно-бомбового вооружения с телевизионными головками наведения типа Х-29Т и КАБ-500КР.

Ранее МиГ-29 мог отработать по целям на земле только неуправляемыми ракетами и пушками самолета. Теперь поражение наземной цели полностью гарантировано. Также на этом самолете установлены системы VOR, ILS, DME — бортовая аппаратура, которая позволяет в автоматическом режиме осуществлять контроль над посадкой самолета, и выполнять полеты на международных трассах. В отличие от первого варианта модернизации, в версии МУ-2 будет установлена современная система спутниковой навигации украинского производства, отражающая информацию на многофункциональном индикаторе в кабине пилота. Летчик может видеть и карту местности, и отображения различных параметров боевого применения одновременно. Также эта система выполняет и расчеты близкой навигации. А это значит, что истребитель больше не потребует отдельного вычислителя системы близкой навигации, и что на его место можно будет установить другое оборудование. На заводе во Львове исследовательскую модернизацию по второму варианту должны завершить до конца 2018-го, и в начале 2019-го года начать государственные испытания истребителя. И если за год все этапы испытаний будут успешно завершены, то в 2020 году завод сможет начать серийную модернизацию модели по варианту МУ2.

Если такие «массивные» отрасли, как ракето- и бронетанкостроение, находятся в общественном фокусе, и в последнее время их успехи стали широко известны, то менее броские разработки, как, например, системы наведения и оптико-электронные прицелы, без которых не в состоянии полноценно функционировать ни бронетехника, ни ракеты, не слишком известны широкой общественности – особенно тот факт, что успешные работы в этой области ведутся в том числе государственными украинскими предприятиями. Одним из таких разработчиков и производителей является ГП «Изюмский приборостроительный завод».

В 2017 году это предприятие сконцентрировалось на изготовлении современных приборов наведения и оптико-электронных прицелов для украинской бронетехники и противотанковых ракетных комплексов. Всего в 2017 году «Изюмский приборостроительный завод» в рамках гособоронзаказа поставил более 1200 единиц современных приборов и другой продукции. В частности, более 700 приборов наблюдения, включая приборы ночного видения. Завод также поставил оптико-электронные приборы для разведки, для современных противотанковых ракетных комплексов и управления огнем бронетехники, а также другую продукцию. Речь также идет о современных приборах наведения ПН-Б для БТР-3 и БТР-4, которые позволяют наводить по лазерному лучу высокоточные ракеты «Барьер», а также приборы ПН-И, которые устанавливаются на переносные противотанковые комплексы «Стугна-П», которые уже неоднократно доказали свою эффективность в самых горячих боях, в частности, в аэропортах Донецка и Луганска.

Кроме того, в 2017 году «Изюмский приборостроительный завод» обеспечил оснащение приборами наведения ПН-КУ легких переносных ракетных комплексов «Корсар», разработанных ГП «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч». ПН-КУ, несмотря на его малые габариты и вес в 4 кг, обеспечивает наведение ракеты на дальности до 2,5 км в пределах +/- 250 мм. То есть «Корсар», даже на максимальной дальности своего полета, позволяет оператору попадать в амбразуру ДОТ. Также, в 2017 году был представлен новый оптико-электронный прицел ОЭП-ВН с мощным тепловизором, который соединен с высокоточной цифровой системой ведения огня. Его высокочувствительный тепловизор способен обнаруживать цели на расстоянии 5 км. В ОЭП-ВН также установлен новый лазерный дальномер украинского производства. Создание нового прицела стало возможным благодаря эффективному сотрудничеству предприятия «Укроборонпрома» с рядом компаний из стран НАТО, а также привлечение частных украинских компаний. Эти технологические решения значительно уменьшили вес прибора наведения и его габариты. Благодаря этому ОЭП-ВН может устанавливаться как на легкую бронетехнику типа «Дозор-Б», так и на мощный БТР-4МВ1. Такая унификация позволит значительно снизить себестоимость ОЭП-ВН при развертывании серийного производства.

Также большой потенциал имеет автоматизированный комплекс разведки, включающий в себя лазерный прибор разведки ЛПР-И (буква «И» указывает на тот факт, что ЛПР произведен на Изюмском предприятии), в состав которого входит визирный канал, лазерный дальномер, электронный компас и навигационная аппаратура СН-4003 производства ГП «Оризон-Навигация». Комплекс разведки предназначен для навигационного обеспечения подразделений СВ и Сил спецопераций, ведения разведки, определения координат целей на местности и поправок для стрельбы, передачи информации по каналам связи.

Сейчас ГП «ИПЗ» производит модернизированные версии танковых прицелов и прицелов БМП, приборов ночного видения механиков-водителей бронетанковой техники, такие, как ТКН-3В, ТКН-1С, ТПН-1-49, 1ПН-22, ТВНО-2Б, ТВНЕ-4Б, которые есть на сегодня на БМП, танках Т-64 и Т-72. В рамках модернизации этих приборов специалистами предприятия была проведена работа по внедрению современных европейских электронно-оптических преобразователей (ЭОП) и эта работа прошла успешно.

Перечисленные предприятия, и их разработки являются лишь частью составляющих производственного и научного потенциала «Укроборонпрома», и продукции, выпускаемой и создаваемой концерном. Одной из сильных сторон «Укроборонпрома» является кооперация входящих в концерн предприятий – описанные выше разработчики и производители активно сотрудничают, создавая новые образцы ВВТ. Налаживание подобной кооперации и управление ОПК в условиях войны облегчает наличие единой структуры. При этом несомненно наличие у госконцерна и слабых сторон, преодолению которых поможет именно частичная приватизация предприятий. Особенно, на фоне роста доли частных компаний в выполнении гособоронзаказа, которая в 2018 году достигла 69% от общего объема.

Внушает оптимизм тот факт, что требования структурной перестройки концерна с целью его оптимизации и развития, соответствия современным вызовам и отхода от некоторых архаичных пережитков плановой экономики, новым руководством не только услышаны, но и реализуются – кластеризация и корпоратизация «Укроборонпрома» уже начались. Анонсированное превращение государственного концерна в корпоративную холдинговую компанию может послужить импульсом для развития оборонной отрасли, открыть путь инвестициям и внедрению инноваций.

Дмитрий Козлов,

директор ИА «ОПК»