ПРОЕКТ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»: РОЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИЙСКОМ И ЧЕРНОМОРСКОМ БАССЕЙНАХ

Сегодня в нашем стремительно меняющемся и полном турбулентности мире даже многие развитые страны все чаще сталкиваются с нестандартными и несистемными вызовами и угрозами современности. Все чаще мы можем наблюдать, как  слабеют, а порой и  разрушаются экономические и политические устои некоторых государств. В свете всех этих сложных и несистемных геополитических процессов все больше появляется острая необходимость в сплочении всех стран и внесении реально весомого вклада, который бы послужил формированию новой геополитической ценности на благо развития человечества.

В этом контексте Азербайджан за последние 15 лет этапа своего государственного развития внес внушительный вклад в развитие и сохранение стабильности не только в Южно-Кавказском, а также и в странах европейского региона.

Наша страна является локомотивом амбициозных и масштабных инфраструктурных проектов международного значения в регионе. Правительство Азербайджана посредством этих проектов, можно сказать, сегодня меняет всю инфраструктурную карту всего региона. Участие Азербайджана в реализации проекта «Один пояс, один путь» имеет многосторонний характер. Являясь одним из основных участников этого грандиозного проекта, Азербайджан выполняет субстантивную и коммуникативную функцию. В этом качестве наша страна является геополитическим узлом в Южном Кавказе – она не только географически находится на перекрестке маршрутов «Запад-Восток» и «Север-Юг», но и, как член региональных и международных геополитических, геоэкономических, геокультурных структур, выполняет конкретную коммуникативную функцию в рамках нескольких проектов, которые предназначены для налаживания мостов между Западом и Востоком. Несомненно, среди таких проектов «Один пояс, один путь» занимает особое место. На основе философии этого проекта лежит тезис о том, что на современном этапе развития мира не существует абсолютно самостоятельной страны – «все со всеми взаимосвязаны». Поэтому человечество является сложноорганизованной и открытой системой. Научно доказано, что существование любого элемента таких систем во многом зависит от существования других составляющих. Эти «другие» географически могут находиться как в соседстве, так и на расстоянии десятков тысячи километров. Конкретно выражаясь, наш мир стал очень «чувствительным» во всех сферах жизнедеятельности. Этот тезис имеет место как на уровне конкретного общества, так и на масштабе всего человечества.

В контексте этих рассуждений нам представляются очень интересными мысли нашего президента Ильхама Алиева о месте и роли Азербайджана в рамках проекта «Один пояс, один» путь в своем недавним интервью агентству «Синхуа». Ильхам Алиев подчеркнул: «Убежден, что в основе транспортных проектов, соединяющих различные страны, лежит геополитика. Эти проекты оказывают влияние на геополитическую ситуацию, вносят вклад в стабильность и прогнозируемость, создают взаимозависимость. Без соседей мы не можем стать транзитной страной. То есть, это – цепь государств, и мы расположены на пути, который тянется с Востока на Запад и с Севера на Юг. Тем самым мы соединяем континенты и страны и строим еще более прогнозируемое будущее» (1).

Таким образом, для официального Баку инициатива «Один пояс, один путь» привлекательна в трех аспектах: 1) она может развивать экономическое сотрудничество между странами и регионами; 2) эта инициатива может внести важный вклад в дело укрепления системы безопасности в широком геополитическом пространстве; 3) «Один пояс, один путь» также может служить укреплению и развитию межкультурных и межцивилизационных отношений, и поощрению контактов межу народами.

По нашему убеждению, в свете этих тезисов можно анализировать перспективу сотрудничества Азербайджана в рамках этого проекта со странами Каспийского и Черноморского бассейнов. Эта тема актуальна в преддверии проведения второго Международного форума сотрудничества, который будет посвящен проекту «Один пояс, один путь». Обоснованность нашего подхода обусловливается еще и с тем, что Азербайджан уже имеет богатый опыт в вопросе сотрудничества со странами Черноморско-Каспийского бассейна. Несколько лет тому назад мы в одной из наших статей более подробно остановились над этим вопросом (см: 2). Там мы пытались анализировать роль Азербайджана в создании новой архитектуры Европейской безопасности в контексте сотрудничества со странами Черноморско-Каспийского бассейна. Отметим существенные, с нашей точки зрения моменты, которые созвучны с темой настоящей статьи.

Известно, что западные и российские политики и аналитики отдельно не рассматривают Черноморский и Каспийский бассейны. В том числе, во всех моделях безопасности (энергетической тоже) речь идет о единой системе, которая охватывает оба бассейна (см., напр.: 3 и 4).  Для нас функциональное определение термина «Черноморско-Каспийский регион» имеет следующее значение ˗ регион, который объединяет Восток и Запад.

Далее, обеспечение безопасности требует формирования сети «точек замера» ситуации во всех странах региона с одним организационным и концептуальным «узлом». Как показывает мировая практика, прямой путь к этому – установление мер доверия между государствами и налаживание их всестороннего сотрудничества.

Сотрудничество Азербайджана со странами Черноморско-Каспийского бассейна строится именно в рамках этих принципов. После инициативы «Один пояс, один путь» стало возможным применение этих принципов в более широком геополитическом и геоэкономическом пространстве. Конкретно, Азербайджан как геополитический и геоэкономический узел Южного Кавказа получил возможность сыграть роль моста между участниками проекта «Один пояс, один путь», и это конкретно выражается в налаживании взаимосвязей в экономической, энергетической и транзиторной сферах между странами Черноморского и Каспийского бассейнов.

Этот вопрос стал еще более актуальным на фоне присоединения европейских стран к проекту «Один пояс, один путь», так как между КНР и некоторыми странами Европейского Союза уже подписаны документы о сотрудничестве в рамках данного проекта. 27 августа 2018 года министр иностранных дел Греции Никос Котзиас и глава МИД КНР Ван И подписали меморандум о сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс, один путь». А 5 декабря того же года аналогичный документ был подписан между Португалией и Китаем. Документ был подписан в присутствии председателя КНР Си Цзинпина и президента Португалии М.Р.ди Созы. 23 марта 2019 года вице-премьер Италии и министр иностранных дел КНР подписали меморандум о сотрудничестве в рамках проекта «Один пояс, один путь». И, наконец, аналогичный документ уже подписан между Швейцарией и КНР. В заявлении Минфина Швейцарии подчеркивается, что укрепление сотрудничества в торговле, инвестициях и проектном финансировании в третьих странах вдоль маршрутов проекта «Один пояс, один путь» в соответствии с базовыми принципами сотрудничества и в рамках международных стандартов и законодательства в соответствующих странах является основной целью подписания этого документа. Таким образом, уже 4 страны ЕС, которые входят в шенгенскую зону, начинают участие в проекте «Один пояс, один путь».

Эти новые факты еще более актуализируют создание единой транзиторной, геоэкономической, энергетической системы вдоль геополитического пояса Азия-Кавказ-Европа. И здесь высвечивается особая роль Азербайджана, как страны геополитического узла Южного Кавказа в процессе интеграции стран Черноморско-Каспийского бассейна. Почему именно Азербайджан? Потому, что, во-первых, Азербайджан является не только одним из основных участников проекта (она входит в число 63 стран, которые официально считаются основными участниками проекта). Во-вторых, Азербайджан является инициатором нескольких мегапроектов международного значения, таких, как «Баку-Тбилиси-Джейхан», «Баку-Тбилиси-Карс» и др., энергетических проектов ТAP и TANAP, в рамках которых создана международная группа сотрудничества, где участвуют и несколько членов ЕС, в том числе, Италия).

Мы уверены, что при разумном и объективном подходе к этой проблеме все участники проекта «Один пояс, один путь» окажутся в выигрышном положении. Тогда такие принципы, как взаимовосприятие, взаимодействие и сотрудничество, как основы гармоничного соразвития, приобретут конкретное значение в Черноморско-Каспийском бассейне. А Азербайджан, как стабильная страна, уменьшая инвестиционные риски в стремительно меняющемся регионе, будет играть еще более активную роль вдоль маршрутов «Запад-Восток» и «Север-Юг», где главным принципом работы является взаимовыгодное, непринужденное и всестороннее сотрудничество всех стран.

Худиев Азер Худаяр оглу,

Чрезвычайный и Полномочный Посол  Азербайджанской Республики в Украине

 

 

Источники:

 

  1. Президент Азербайджана Ильхам Алиев дал интервью китайскому агентству Синьхуа/ АЗЕРТАДЖ, 17.04.2019//https://azertag.az/ru/ xeber/ 12712 95.
  2. Azer Khudiyev. Azerbaijan and a new system of european security//

Bilten Slovenske vojske, Generalštab Slovenske vojske, Junij 2010 – 12/št. 2, s. 145-152.

  1. Адиев А., Рябцев В. Геополитика зоны «Черноморье — Кавказ — Каспий» (I) // http://odnarodyna.ru/articles/2/230.html
  2. Адиев А., Рябцев В. Геополитика зоны «Черноморье — Кавказ — Каспий» (II) // http://odnarodyna.ru/articles/2/230.html