«МАЛАХИТ» — ПЕРВАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЛС МЕТРОВОГО ДИАПАЗОНА

Успешная модернизация РЛС П-18, выполненная компанией «Укрспецтехника» в 2000-х, продемонстрировала возможности и потенциал возрождённого коллектива разработчиков, ранее составлявших основу кадровой мощи знаменитого советского НПО «КВАНТ». Благополучно справившись с задачей модернизации, конструкторское бюро «Укрспецтехники» было готово к разработке уже полностью новой, первой отечественной РЛС метрового диапазона. Этой станцией стал «Малахит».

«Тактико-техническое задание по новому проекту было разработано группой специалистов ОАО «ХК« Укрспецтехника», и согласовано с ЦНДИВТ», – вспоминает генеральный конструктор «Укрспецтехники» Светлана Кошевая. «Минуя этапы эскизного и технического проектов, в течении 2010-го года была разработана конструкторская документация, и изготовлен опытный образец РЛС «Малахит». К работе были привлечены отечественные соисполнители – шасси изготовил «КрАЗ», а  кунги производили в Черкассах. Основные электронные компоненты – иностранного производства, технологии и капитал – собственная предпринимательская база и наши собственные оборотные средства. Владельцем документации и ряда патентов является ОАО «ХК« Укрспецтехника».

Одним из важных недостатков модернизированной прежде РЛС П-18, по мнению экспертов, осталось ее размещение на четырех единицах автотехники. Обычная РЛС П-18 размещена на двух автомобилях Урал-375 или 4320 и двух прицепах. «Укрспецтехника» и Кошевая в своей новой разработке реализовали размещение в более компактной форме.

Новая РЛС «Малахит» была размещена уже на одном автомобиле и на одном прицепе. На шасси отечественного автомобиля КрАЗ-63221 размещено антенно-мачтовое устройство (АМУ), две малошумящие дизель-генераторные установки импортного производства (в качестве автономного источника питания), а на прицепе – аппаратная кабина.

Таким образом был решён вопрос безопасности для военнослужащих, которые работают с данным видом РЛС. Ведь противник в первую очередь постарается уничтожить излучающую антенну. Следовательно, под удар попадает и персонал. Поэтому целесообразнее, чтобы антенна находилась на определенном расстоянии от аппаратной кабины.

Специалисты «Укрспецтехники» предусмотрели и возможность «выносного» варианта. В этом случае полотно антенны может размещаться на полуприцепе на определенном расстоянии от аппаратной кабины. Такая модификация станции обеспечивает повышение живучести военнослужащих в составе экипажа РЛС «Малахит» и позволяет размещать антенную систему с опорно-поворотным оборудованием не только на отечественных автомобилях КрАЗ, а и на других грузовиках похожего типа.

Следует отметить, что станцией можно управлять не только непосредственно с автомобиля, а и на расстоянии от него. Разработчики предусмотрительно создали выносное рабочее место управления, которое может находиться на расстоянии километра от РЛС. Таким образом персонал находится в относительной безопасности и может избежать выявления своей позиции, авианалета или артиллерийского удара.

АМУ компактно размещается в середине фургона на шасси автомобиля КрАЗ. При прибытии на боевые позиции автомобиль устанавливается на трех опорах, разгружая подвеску, и горизонтируется. Мачта АМУ  выдвигается из задних дверей фургона, при необходимости наращивается на требуемую длину, антенна собирается в горизонтальном положении и при помощи специальных механизмов принимает вертикальное положение.

Аппаратная кабина содержит два рабочих места для операторов РЛС,  шкаф с аппаратурой и место для отдыха. Для создания комфортных условий пребывания персонала, кабина оборудована системой кондиционирования.

Основными направлениями разработки РЛС «Малахит» Светлана Кошевая определила введение цифровой обработки сигналов, первичной и вторичной обработки радиолокационной информации, установку аппаратуры компенсации активных шумовых помех, цифровой системы сопровождения движущихся целей, автоматической передачи данных отдаленным потребителям информации, определение радиальной скорости воздушных целей, а также использование транзисторного передатчика.

РЛС Малахит способна автоматически передавать данные по сопровождаемым целям потребителям радиолокационной информации при использовании в составе подразделений радиолокационной разведки РТВ и ЗРВ в условиях интенсивных отражений от подстилающей поверхности и наземных предметов, действия организованных активных, пассивных и комбинированных помех, целей, выполненных по технологии «Стелс».

Система цифровой обработки и отображения реализована на базе промышленных компьютеров и видеомониторов автоматизированных рабочих мест и обеспечивает:

— обнаружение и кодировку принятых эхо-сигналов с формированием отметок целей и отображением их на экране цветного монитора;

— селекцию движущихся целей на фоне естественных и организованных пассивных помех;

— управление режимами работы РЛС;

— автоматический контроль работоспособности РЛС и отображение результатов контроля;

— режим имитации для тренировки личного состава;

— создание формуляров целей с определением азимута, дальности, скорости, высоты (при сопряжении с ПРВ) и государственной  принадлежности (при сопряжении с НРЗ);

— формирование и отображение траекторий с определением параметров движения целей на основе полученных отметок;

— автоматическую передачу на автоматизированный командный пункт данных о траекториях движения целей на каждом обзоре с помощью канала АПД;

— сопряжение с радиовысотомером типа ПРВ-16А;

— сопряжение с запросчиком типа «Пароль» или «Кремний».

«Одним из главных достижений в этом изделии стало уменьшение габаритов РЛС, и достижение ее экономичности», – считает Кошевая. «Новые дизельные установки потребляют почти в три раза меньше топлива, чем это было в старой компоновке. Ранее для П-18, которая выступила идейной предшественницей «Малахита», использовались бензиновые автомобили Урал, расход топлива которых составлял 1 л. на 1 км. Мы же взяли за основу автомобиль КрАЗ, с многотопливным турбодизелем, и дизельные агрегаты питания. Это позволяет в случае необходимости производить маневр имеющимися средствами. Созданный образец в декабре 2011 года прошел государственные испытания и 04.01.2012 г. был подписан приказ Министерства обороны ВСУ по принятию станции на вооружение».

С тех пор ХК «Укрспецтехника» изготовило около 40 единиц «Малахита», 30 из которых были поставлены в Вооружённые силы Украины. Во многом благодаря этим современным станциям сегодня радиотехнические войска Воздушных сил Вооруженных сил Украины, по мнению ведущего научного сотрудника Научного центра Воздушных сил при Харьковском национальном университете Воздушных Сил им. Ивана Кожедуба Геннадия Камалтынова, являются наиболее модернизированным родом войск в Украине.