КИТАЙ НА МАРШЕ. О ЧЕМ ГОВОРИТ АВИАСАЛОН В ЧЖУХАЕ. Часть 1

С 6 до 11 ноября 2018 г в центре авиастроения Китая, городе Чжухай, проходил международный авиасалон AIRSHOW CHINA 2018 – авиационная и космическая выставка, которая устраивается раз в два года. Там были представлены летательные аппараты и их вооружение, ракеты-носители и космические аппараты, ракетные комплексы и образцы другой военной техники.

Выставка превратилась в главный смотр авиационно-космической и оборонной промышленности КНР. Почти половину из 770 компаний из 43 стран и регионов составляли китайские компании. В лётной программе и статической экспозиции демонстрировались св. 100 образцов военной и гражданской авиатехники. Эта статья посвящена экспонатам военного назначения, представленным на выставке китайским ОПК. Наряду с авиацией, он показал широкую номенклатуру вооружения сухопутных войск (СВ), а также ракетных систем ВМС, причём, большинство – экспортных модификаций. Ниже приведен перечень ряда образцов китайских вооружений, представленных на выставке.

Авиатехника:

  • Бомбардировщик Н-6К (ВВС НОАК, модернизированный вариант Н-6 – лицензионного советского самолёта Ту-16, Xian Aircraft Industry Corporation) – 2 двигателя тягой по 12 т, скорость до 1050 км/ч, потолок 12,8 км, радиус действия до 3000 км, вес до 79 т (боевая нагрузка 12 т, 6 КР CJ-10A);
  • Истребитель-бомбардировщик JH-7A (ВВС НОАК, Xian Aircraft Industry Corporation, экспортный вариант FBC-1А) – 2 двигателя тягой по 7/13 т, скорость до 1800 км/ч, потолок 16 км, радиус действия до 1650 км, вес до 27,5 т (боевая нагрузка 7,5 т, в т.ч. 2 ПКР YJ-8K, УР В-В PL-8);
  • Многоцелевой истребитель J-10В (ВВС НОАК, Chengdu Aircraft Industry Group, CAIG) – двигатель тягой 7,7/12,7 т, скорость до 2400 км/ч, потолок 18 км, радиус действия до 800 км, вес до 19 т (боевая нагрузка 7,25 т, в т.ч. 2 ПКР YJ-8K, ПРР YJ-9K, УР В-В PL-8/10/11/12);
  • Вариант истребителя J-10В (опытный, имеет двигатель с управляемым вектором тяги (УВТ));
  • Лёгкий истребитель JF-17 Thunder (FC-1, ВВС Пакистана, китайско-пакистанской разработки, CAIG и Pakistan Aeronautical Complex, PAC) – двигатель тягой 4,9/8,4 т, скорость до 2160 км/ч, потолок 16,7 км, радиус действия до 1350 км, вес до 12,5 т (боевая нагрузка 3,63 т, 1 ПКР АМ-39, УР В-В PL-7/10), поступает в ВВС Пакистана и Мьянмы;
  • Макет многоцелевого палубного истребителя J-15 (ВМС НОАК, Shenyang Aircraft Corporation) – 2 двигателя тягой по 7,7/13,5 т, скорость до 2500 км/ч, потолок 20 км, радиус действия до 1400 км, вес до 33 т (боевая нагрузка 6 т, в т.ч. 2 ПКР YJ-8K/9K, УР В-В PL-8/10/12);
  • Многофункциональный малозаметный истребитель 5-го поколения J-20 (24 ед. уже поступили в ВВС НОАК, CAIG) – 2 двигателя АЛ-31ФМ2 тягой по 7,7/14,5 т (WS-15 – 10,5/18-20 т), скорость до 2600 км/ч, потолок 20 км, радиус действия до 2200 км, вес до 36,3 т (боевая нагрузка УР В-В PL-10/15, УР В-З, УБ);
  • Макет многофункционального малозаметного истребителя 5-го поколения FC-31 (опытный, экспортный вариант китайского J-31, Shenyang Aircraft Corporation) – 2 двигателя РД-93 тягой по 5/8,3 т (WS-13A – 5,1/8,6-9 т), скорость до 2200 км/ч, потолок 20 км, радиус действия 1250 км, вес до 17,5 т (боевая нагрузка УР В-В и В-З, УБ);
  • Самолёт ДРЛО KJ-500 (ВВС НОАК, на базе транспортного Y-9 Shaanxi Aircraft Company; РЛС – СЕТС) – 4 двигателя по 5100 л.с., скорость до 660 км/ч, потолок 10,4 км, время патрулирования 10,5 час., вес до 62 т;
  • Сверхзвуковой учебно-боевой самолёт FTC-2000G (экспортный вариант китайского JL-9, компания Guizhou) – двигатель тягой 4,4/6,6 т, скорость до 1900 км/ч, потолок 16 км, радиус действия до 660 км, вес до 11 т;
  • Тяжёлый военно-транспортный самолёт Y-20 (ВВС НОАК, Xian Aircraft Industry Corporation) – 4 двигателя тягой по 12 т, скорость до 830 км/ч, потолок 13 км, радиус действия до 1760 км с грузом 66 т, вес до 220 т;
  • Средний военно-транспортный самолёт Y-9 (ВВС НОАК, Shaanxi Aircraft Company) – 4 двигателя по 4250 л.с., скорость до 650 км/ч, потолок 10,5 км, радиус действия до 2280 км, вес до 77 т (груз 25 т);
  • Лёгкий военно-транспортный самолёт Y-12D (ВВС НОАК, Harbin Aircraft Manufacturing Corporation, HAIC) – 2 двигателя по 620 л.с., скорость до 330 км/ч, потолок 7 км, радиус действия до 540 км, вес до 5,3 т (несёт 17 чел.). Самолёт Y-12 поставлялся в Кампучию, Джибути, Эритрею, Гану, Гайану, Иран, Кению, Мали, Мавританию, Мьянму, Намибию, Пакистан, Перу, Шри-Ланку, Танзанию, Замбию;
  • Тяжёлая летающая лодка-амфибия AG600 (опытная, Zhuhai Yanzhou Aircraft Corporation (ZYAC), объединения China Aviation Industry General Aircraft (CAIGA) госкорпорации AVIC) – 4 двигателя по 5100 л.с., скорость до 570 км/ч, потолок 10,5 км, радиус действия до 2200 км, вес до 53,5 т (груз 12 т или 50 чел.);
  • Макет палубного самолёта ДРЛО KLC-7 (концепт, наподобие американского «Хокай»);
  • Многоцелевой вертолёт Z-9 (ВВС НОАК, HAIC) – 2 двигателя по 850 л.с., скорость до 305 км/ч, потолок 6 км, радиус действия до 400 км, вес до 4,1 т (2 23-мм пушки, 8 ПТУР HJ-8E, 2 блока 57-/90-мм НАР, 2 УР В-В TY-90); поставлялись в Гану, Боливию, Кампучию, Камерун, Пакистан, Кению, Замбию, Лаос, Мавританию, Мали;
  • Разведывательно-ударный вертолёт Z-19 (СВ НОАК, HAIC, экспортный вариант Z-19Е) – 2 двигателя по 850 л.с., скорость до 280 км/ч, потолок 6 км, радиус действия до 300 км, вес до 4,5 т (23-мм пушка, 8 ПТУР HJ-8/9/10, 4 блока 57-/90-мм НАР, 2 УР В-В TY-90);
  • Ударный вертолёт Z-10К (корабельный вариант, Changhe Aircraft Industries Corporation, CAIC) – 2 двигателя по 1285 л.с., скорость до 300 км/ч, потолок 6,4 км, радиус действия до 320 км, вес до 8 т (боевая нагрузка 1,5 т: 23-мм пушка, 8 ПТУР HJ-10, 4 блока 57-/90-мм НАР, 8 УР В-В TY-90);
  • Макет российско-китайского тяжёлого транспортного вертолёта AHL (начата разработка китайской компанией China Avicopter и российским холдингом «Вертолеты России» (группа Ростех)) – вес 38 т, г/п 15 т [1].

Управляемые ракеты «воздухземля» корпорации China Aerospace Science and Industry Corporation Limited (CASIC) и компании Guangdong Hongda Blasting Company:

  • C-802A (ПКР YJ-82, CASIC) – дальность стрельбы 180 км, скорость 0,9М, БЧ 165 кг, активное радиолокационное самонаведение. Поставлялись в Пакистан, корабельный вариант – в Алжир, Бангладеш, Мьянму, Пакистан, Йемен;
  • C-802AK (ПКР YJ-83K, CASIC) – дальность 180 км, скорость 0,9М, БЧ 190 кг, активное радиолокационное самонаведение;
  • CМ-802AKG (УР «воздух-земля», CASIC) – дальность св. 200 км, скорость 0,9М, БЧ 300 кг, телевизионное или инфракрасное самонаведение;
  • CМ-400AKG (УР «воздух-земля» YJ-12, CASIC) – дальность 130 км, скорость до 5М, БЧ 150/200 кг, телевизионное или инфракрасное самонаведение, КВО 5 м;
  • HD-1А (УР «воздух-земля» и ПКР, компании Guangdong Hongda Blasting Company) – ,двухступенчатая бикалиберная сверхзвуковая с маршевым интегральным ракетно-прямоточным двигателем (ИРПД), твердотопливным разгонным двигателем в камере сгорания ИРПД и твердотопливным стартовым ускорителем. Дальность до 290 км, скорость 2,2-3,5М, БЧ 240 кг, против наземных и морских целей, КВО 10-20 м);
  • CM-102 (против РЛС, CASIC) – дальность 100 км, скорость до 2М, БЧ 80 кг, КВО 7 м;
  • AG-300/M (CASIC) – вес 50 кг, лазерное наведение, запускаются с БЛА;
  • CM-502KG (CASIC) – дальность 25 км, скорость 1,1М, вес 50 кг, в т.ч. БЧ 11кг, телевизионное наведение, запускаются с БЛА [2];

Беспилотные авиационные комплексы:

  • CH-804D (CAIC) – лёгкий разведывательный, вертикального взлёта и посадки;
  • CH-10 (CAIC) – разведывательно-ударный, вертикального взлёта и посадки с поворотными двигателями. Будет базироваться на эсминцах и фрегатах;
  • CH-3A (CAIC) – разведывательно-ударный, время полёта 12-6 час, радиус действия 200 км, скорость 250-220 км/ч, потолок до 6-5 км, вес 640 кг, в т.ч. 100-180 кг вооружения на 2 точках подвески. Поставлялся в Алжир, Нигерию, Туркменистан;
  • CH-4А (CAIC) – разведывательный, время полёта 30 час, радиус действия 250 км, скорость 180 км/ч, потолок до 8 км, вес 1,26 т, в т.ч. 115 кг полезной нагрузки. Поставлялся в Эфиопию, Замбию;
  • CH-4В (CAIC) – разведывательно-ударный, время полёта 14 час, радиус действия 250 км, скорость до 150 км/ч, потолок до 7 км, вес 1,33 т, в т.ч. 345 кг полезной нагрузки (240 кг вооружения на 4 точках подвески). Поставлялся в Алжир, Египет, Иорданию, Пакистан, Ирак, Мьянму, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Замбию;
  • GJ-2 (Wing Loong II, CAIC) – разведывательно-ударный, время полёта 32 час, скорость 370 км/ч, потолок 9,9 км, вес 4,2 т, в т.ч. 480 кг вооружения (6 точек подвески);
  • CH-5 (Wing Loong III, CAIC, разработан в China Academy Aerospace Aerodynamics)разведывательно-ударный, время полёта 60 час, дальность – 10 тыс. км, скорость 180-220 км/ч, потолок 9 км, вес 3,3 т, в т.ч. 1 т вооружения (6 точек подвески);
  • WJ-700 (CASIC) – макет разведывательно-ударного реактивного БЛА, скоростного и высотного, продолжительность полёта 20 час, вес 3,5 т, несёт на 4-х точках подвески УР против РЛС СМ-102, ПКР С-701 и С-705KD, УР «воздух-земля» и бомбы;
  • CH-7 (CAIC)макет малозаметного разведывательно-ударного реактивного БЛА (скорость до 920 км/ч, потолок 13 км, радиус действия 2000 км, вес до 13 т, в т.ч. 2 т бомб и ракет);
  • CH Solar powered (CAIC) – разведывательный с большой продолжительностью полёта на солнечных батареях [3].

Вооружение наземных войск корпорации NORINCO:

Танки:

  • VT1, VT1A (MBT-2000/Al-Khalid, экспортный вариант китайского ZTZ-96)основной танк (экипаж 3 чел., вес 48-49 т,, двигатель 1200 л.с., скорость до 70 км/ч, со 125-мм пушкой, 7,62-мм и 12,7-мм пулемётами), поставлялся в Пакистан, Марокко, Мьянму;
  • VT2 (экспортный вариант китайского ZTZ-96A)основной танк (экипаж 3 чел., вес 41,5 т, со 125-мм пушкой, 7,62-мм и 12,7-мм пулемётами), поставлялся в Бангладеш;
  • VT4 (MBT3000, экспортный вариант китайского ZTZ-99A2)основной танк (экипаж 3 чел., вес 51-52 т,, двигатель 1300 л.с., скорость до 67 км/ч, со 125-мм пушкой, 7,62-мм и 12,7-мм пулемётами). Пакистан планирует закупку;
  • VT5 (экспортный вариант китайского ZTQ-15)лёгкий/средний «горный» танк (экипаж 3 чел., вес 33-35 т,, двигатель 1000 л.с., скорость до 70 км/ч, со 105-мм пушкой, 7,62-мм и 12,7-мм пулемётами, 35-мм гранатомётом). Имеет гидропневматическую подвеску [4, 5].

Модернизированные танки и боевые машины на базе танка ZTZ59:

  • 2 танка с усиленной бронёй и новой башней (со 105-мм и 125-мм пушками, СУО с тепловизором, двигатель 800 л.с., вес до 40 т);
  • VN11 – тяжёлая БМП (экипаж 3 чел., десант 6 чел, вес 35 т, двигатель 520 л.с., скорость до 50 км/ч, с 30-мм пушкой и ПТУР HJ-73D);
  • QN-506 – боевая машина огневой поддержки (БМОП, экипаж 3 чел., вес 30 т, двигатель 520 л.с., скорость до 50 км/ч, с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом, 4 ПТУР QN-502C, 20 УР QN-201 и 4 ударных БЛА S-507) [5, 6] .

Гусеничные БМП:

  • VN11А (экспортный вариант китайской БМП ZBD-04A) – экипаж 3 чел., десант 7 чел, вес 21,5 т, двигатель 590 л.с., скорость до 65 км/ч (на плаву 6-8 км/ч), со 100-мм и 30-мм пушками, 7,62-мм пулемётом
  • VN12 – БМП (с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом и 2 ПТУР HJ-73D, остальное как в VN11А);
  • VN17 – тяжёлая БМП на базе танка VТ5 (экипаж 3 чел., десант 7 чел, вес 30 т, двигатель 883 л.с., скорость до 70 км/ч, с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом и 4 ПТУР HJ-12) [4, 5].

Гусеничные амфибийные ББМ:

  • VN16 (экспортный вариант китайского ZTD05) – танк (экипаж 4 чел., вес 26 т,, двигатель 550 л.с. (на плаву 1475 л.с.), скорость до 65 км/ч (на плаву 25 км/ч), со 105-мм пушкой, 7,62-мм и 12,7-мм пулемётами). Поставлялся в Венесуэлу;
  • VN18 (экспортный вариант китайской ZBD05) – БМП (экипаж 3 чел., десант 8 чел, вес 26 т, двигатель 550 л.с. (на плаву 1475 л.с.), скорость до 65 км/ч (на плаву 25 км/ч), с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом и 2 ПТУР HJ-73D). Поставлялась в Венесуэлу [4, 5].

БМД:

  • VN10 (экспортный вариант китайской БМД ZBD03) – лёгкая гусеничная БМД (экипаж 3 чел., десант 4 чел, вес 8 т, скорость до 68 км/ч (на плаву 6 км/ч), с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом и ПТУР HJ-73D);
  • Новая средняя гусеничная БМД – как российская БМД-4М, вооружение 100-мм и 30-мм пушки, 7,62-мм пулемёт;
  • CS/VN3C (QL550) – лёгкая колёсная БМД, экипаж 3 чел., десант 4 чел, с 30-мм пушкой, 5,8-мм пулемётом и ПТУР HJ-73D [4, 7].

Колёсные ББМ:

  • VN1B (экспортный вариант китайской ZBL09) – БМП 8х8 (экипаж 3 чел., десант 7 чел, вес 21 т, двигатель 443 л.с., скорость до 100 км/ч (на плаву 8 км/ч), с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом и 2 ПТУР HJ-73D). Поставлялась в Венесуэлу;
  • VN1C/D (экспортный вариант китайского ZSL10) – БТР 8х8 (экипаж 2 чел., десант 10 чел, вес 21 т, двигатель 443 л.с., скорость до 100 км/ч (на плаву 8 км/ч), с 12,7-мм пулемётом);
  • VP10 – БМП 8х8 с боевым модулем CS/AA5 (40-мм пушка с телескопическими снарядами);
  • VE32Aэкспортный вариант БРМ 8х8 с 30-мм пушкой и оборудованием разведки на телескопической мачте;
  • VN2С/D (экспортный вариант китайского ZSL92) – БТР 6х6 (экипаж 3 чел., десант 9 чел, вес 15,3 т, двигатель 320 л.с., скорость до 85 км/ч (на плаву 8 км/ч), с 12,7-мм пулемётом). Ранние варианты VN2 поставлялись в Чад, Джибути, Эфиопию, Габон, Кению, Мьянму, Непал, Оман, Перу, Руанду, Шри-Ланку, Судан и Танзанию [5, 8].

Колёсные бронеавтомобили класса MRAP:

  • CS/VN3-1 – лёгкий бронеавтомобиль (БА) 4x4;
  • CS/VP-1 – патрульный БА 4x4;
  • CS/VP-14 – БА 4x4;
  • Mengshi (EQ2058) – лёгкий БА 4x4 (модернизированный американский HMMWV);
  • VP4 – лёгкий БА 4x4;
  • VP11 – БА 4x4, перевозит 7 чел. Поступают в ОАЭ;
  • VN21 – БА 4x4;
  • VP22 – тяжёлый БА 6x6, (наподобие российского «Тайфун-К») [4, 5, 9].

Лёгкие машины на шасси Lynx для авиадесантных и горных войск, морской пехоты и пограничников. Могут доставляться вертолётами. В их числе:

  • Вездеход CS/VP4 8х8 ATV (дизель 87 л.с., скорость до 65 км/ч, на плаву 4 км/ч, пробег 400 км, перевозит 6 чел., вес 2,85 т с нагрузкой 1,1 т, размеры 3,94х1,55х1,8 м);
  • Носитель вооружения CS/VP16В 6х6 (несёт 40-мм автоматическую пушку, ПУ с 14 107-мм НУР, 82-мм автоматический миномёт W99, 120-мм миномёт, 120-мм орудие, 23-мм зенитную 6-ствольную пушку + 4 ПЗРК);
  • Санитарная машина CS/VP11 4х4 [4, 5, 10].

Ствольная артиллерия и миномёты:

  • 120-мм самоходный миномёт CS/VN9 на шасси колёсного 6х6 БТР;
  • 120-мм самоходный миномёт CM4 на шасси колёсного 6х6 БТР (вес 17 т) с лёгким БЛА Sky Saker FX3;
  • 120-мм самоходное орудие CS/CM2A на шасси колёсного 6х6 БТР;
  • 120-мм новое самоходное орудие для ВДВ (как российское САО 2С9);
  • 122-мм самоходная гаубица SH-4 на шасси автомобиля 4х4;
  • 155-мм/39 облегчённая буксируемая гаубица AH-4 (корректируемые снаряды GR1B со спутниковым наведением). Дальность стрельбы 24/30 км, вес гаубицы 4,5 т;
  • 155-мм самоходная гаубица AH-15 на шасси автомобиля 6х6;
  • 155-мм самоходная гаубица SH-11 в башне на шасси БТР 8х8 (со снарядами GR1B). Дальность стрельбы 24/30 км, вес СГ 36 т;
  • 155-мм/52 самоходная гаубица PLZ52 в башне на гусеничной базе (cо снарядами GR1B и ударным БЛА вертолётного типа с 8 ПТУР). Дальность стрельбы 39/53 км, вес СГ 43 т. Ранняя версия СГ (PLZ45) поставлялась в Алжир, Бангладеш, Кувейт, Саудовскую Аравию;
  • 105-мм истребитель танков (колёсный танк) ST1 на шасси БМП 8х8. Скорость 100 км/ч, вес СП 23,6 т [8, 9].

Модернизированные 152-мм гаубицы PL66:

  • Самоходная на шасси автомобиля 6х6;
  • Самодвижущаяся.

РСЗО:

  • SR5 лёгкая – пакет 20х122-мм НУР/УР с механизированной пакетной загрузкой на шасси БА Dong Feng Warrior 4х4;
  • SR5 модернизированная модульная – 2 пакета НУР/УР: по 20х122-мм King Dragon 40 (50 км) или по 6х220-мм King Dragon 60 (70 км) или по 1 УР С705 или по 1 ОТР King Dragon 300 (280 км) с механизированной пакетной загрузкой на шасси автомобиля Taian TA5310 6х6 (вес 25 т). Есть БЛА вертолётного типа. Поставлялись в Алжир, Бахрейн, Венесуэлу;
  • AR3 модернизированная модульная – 2 блока с ТПК: по 5х300-мм НУР/УР Fire Dragon 140А (20-130 км, ГЧ 200 кг) или по 4х370-мм УР Fire Dragon 280 (100-220 км) или по 1 УР TL-7B или по 1 ОТР Fire Dragon 480 (до 280 км) с контейнерной загрузкой на шасси автомобиля Wanshan 8х8 (вес 44 т). Есть БЛА Sky Saker FH 500 [8, 9].

Наземные роботизированные комплексы:

  • Giant Tiger – боевая машина компании Sany Heavy Industry (вес 2,1 т, имеет 12,7-мм пулемёт);
  • ATV – автономный вездеход (4 прототипа) Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC). Квадроцикл с ПТРК TL-4;
  • King Leopard – гусеничный боевой робот, оснащен датчиками на мачте (вес 6 т, имеет 23 мм пушку и 2 ПТУР);
  • Lynx – колёсная 4х4 беспилотная транспортная платформа для оснащения пехоты;
  • Lynx – колёсная 4х4 беспилотная платформа с пулемётом для отделения  пехоты;
  • Колёсная 6х6 беспилотная платформа (вес 800 кг);
  • Sharp Claw-1 – гусеничный РТК с пулемётом (вес 120 кг);
  • Sharp Claw-3 – гусеничный разведывательный РТК;
  • Sharp Claw-5 – малый гусеничный разведывательный РТК;
  • Робот для разведки коммуникаций;
  • Робот для обследования днища машин;
  • Робот для обследования стен;
  • Сверхмалый разведывательный робот солдата;
  • LR1-5 – робот-сапёр [4].

ПТРК:

  • GAM-100 (компании Wuhan Guide Infrared (WGI)) – носимые, дальность стрельбы до 2,5 км, вес 13 кг, пробивает 800 мм брони, инфракрасная ГСН);
  • GAM-102 (WGI) – переносные, дальность до 4 км, пробивает 1000 мм брони, инфракрасная ГСН;
  • QN-502C (WGI) – переносные и возимые на машинах, дальность до 6 км, пробивает 1000 мм брони, инфракрасная и телевизионная ГСН,
  • TL-4 (CASIC) – дальность до 6 км, вес 28,5 кг, БЧ 4,3 кг (кумулятивная, осколочно-фугасная или фугасная). ГСН телевизионная, или инфракрасная, наведение по радио или самонаведение;
  • Red Arrow 10 – самоходные ПТРК, на ПУ 8 ПТУР, дальность до 10 км, на шасси БТР 8х8 [4, 11, 12].

ЗРС и ЗРК корпорации CASIC:

  • FD-2000 (HQ-9) – на колёсном 8х8 шасси, на ПУ 4 ЗУР вертикального пуска (вес по 1,3 т, БЧ 180 кг), дальность стрельбы до 125 км, д-н имеет 8 целевых каналов, время реакции 15 сек. Поставлялись в Узбекистан, Туркменистан и Алжир;
  • FK-3 (HQ-22) – на колёсном 8х8 шасси, на ПУ 4 ЗУР наклонного пуска, дальность стрельбы до 170 км, потолок 0,05-27 км;
  • FM-3000 (HQ-16B?) – на колёсном 6х6 шасси, на ПУ 8 ЗУР вертикального пуска, дальность стрельбы до 30 км, время реакции 4-8 сек; ЗРК LY-80 (HQ-16) поставлялись в Пакистан;
  • FM-2000 (HQ-17B?) – на колёсном 6х6 шасси, на ПУ 8 ЗУР вертикального пуска, дальность стрельбы 1,5-15 км, потолок 0,01-10 км)
  • FM-90 (HQ-7B) – на колёсном 6х6 шасси, на ПУ 4 ЗУР (вес по 84,5 кг, БЧ 15 кг) наклонного пуска, дальность стрельбы до 15 км, потолок 0,015-6 км. Поставлялись в Алжир, Бангладеш, Пакистан и Туркменистан.
  • FL-2000Cна колёсном 4х4 шасси, на ПУ 8 ЗУР TY-90 наклонного пуска с инфракрасным самонаведением [2, 13].  .

ЗРК корпорации NORINCO:

  • Yitanна шасси автомобиля EQ2050 4х4, на ПУ 4 ЗУР наклонного пуска, дальность стрельбы 0,5-6 км, потолок до 0,015-4 км., вес ЗУР 20 кг (ГЧ 3 кг);
  • Sky Dragon 30 – на шасси автомобиля 6х6, на ПУ 6 ЗУР наклонного пуска, дальность стрельбы до 30 км, потолок до 15 км.
  • Sky Dragon 50 – на шасси автомобиля 6х6, на ПУ 4 ЗУР наклонного пуска, дальность стрельбы 3-50 км, потолок 0,03-20 км. Поставлялся в Марокко и Руанду [4].  .

ЗПРК и ЗСУ:

  • CS/C45 (NORINCO) – 30-мм 7-ствольная ЗПРК (+ 4 ПЗРК) на основе корабельной артиллерийской установки на шасси БТР 8х8;
  • CS/SS1 (LD2000) – 30-мм 7-ствольная корабельная артиллерийская установка – башня на шасси тяжёлого автомобиля 8х8;
  • SWS-2 (NORINCO) – 35-мм одноствольная ЗПРК (+ 4 ЗУР TY-90). Дальность стрельбы до 4 км, потолок до 3 км. На шасси БТР 8х8;
  • JRVG-1 (NORINCO) – 76-мм ЗСУ на основе корабельной артиллерийской установки на шасси тяжёлого БТР 10х10;
  • LW-30 (CASIC)наземная подвижная боевая лазерная система для «ослепления» фотоэлектрических систем наведения, БЛА и самолётов. Мощность 30 кВт, дальность стрельбы до 25 км. На шасси автомобиля 6х6 [4, 9, 14].

ТРК и ОТРК СВ корпорации CASIC:

  • Наземная подвижная 6х6 ПУ с 2 УР B611MR (БРМД, China Precision Machinery Import-Export Corporation (CPMIEC)) – против РЛС, дальность стрельбы 80-260 км, БЧ 480 кг. На её базе создан турецкий ОТРК J-600T;
  • Наземная подвижная 8х8 ПУ с 2 УР BR-12A/B (БРМД/ПКР, CPMIEC) – дальность 300/400 км, БЧ 480 кг или 8 УР SY-400 (SCAIC)400-мм, дальность 400 км, БЧ 200 кг;
  • Наземная подвижная 4х4 ПУ с УР (CASIC) по наземным и морским целям: барражирующие CM-501XA и высокоточные CM-501GA, дальность стрельбы 10-40 км, вес 100 кг (в т.ч. БЧ 20 кг), КВО 1-2 м [2].

ПКРК и ОТРК ВМС:

  • ПКР СМ-708UNB (CASIC) – с торпедных аппаратов подлодок, ПКР, дальность 128 км, скорость 0,9М, активное радиолокационное самонаведение;
  • Наземная подвижная 10х10 ПУ с 3 ПКР С602 (YJ-62, корпорации China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC)) дальность стрельбы 280 км, вес 1350 кг (в т.ч. БЧ 300 кг), поставлялись в Пакистан, или 3 сверхзвуковыми ПКР СМ-302 (YJ-12Е, CASIC) – с ПВРД, скорость 2,9-3,3М, дальность стрельбы до 290 км, вес БЧ 250 кг, вероятность поражения 90%;
  • Наземная подвижная 8х8 ПУ (как у ЗРК HQ-9) с 4 ракетами многоцелевого ОТРК WS-600L (CASC, разработчик Sichuan Academy of Aerospace Technology (SCAAT)) – дальность до 290 км, против наземных и морских целей, поражает сверху;
  • Наземная подвижная 10х10 и корабельная ПУ с 2 баллистическими ракетами СМ-401 (вариант ОТР ВР-12А, CASIC) – дальность 15-290 км, скорость 4-6М, вес БЧ 290 кг, против морских и наземных целей, поражает сверху с вероятностью 90% [2].

 

Выставка имела два основных назначения: коммерческое и пропагандистское.

Коммерческое назначение состояло в демонстрации экспортных образцов ВВТ с целью рекламы китайского вооружения и заключения контрактов на его продажу за рубеж. Руководство Китая придает особое значение развитию экспорта собственных образцов ВВТ.

По данным на 2013 г, КНР с 2008 г значительно увеличила объем экспорта, который в 2011 г достиг 1,77 млрд. долл. При этом поставки за рубеж китайской техники, в основном представлявших собой доработанные копии зарубежных образцов (по большей части советских и российских), осуществлялись на основе льготных расчетов по ценам на 20-40% ниже, чем у оригиналов.

В 2004-2011 годы объем военного экспорта КНР составил 7,94 млрд. долл., при этом более 62% его объема пришлось на 2009-2011 годы. В эти годы 48,2% экспорта китайского ВВТ приходилось на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и 8,4% – Африки. В этот период Пекин заключил контракты на поставку 2288 ед. ВВТ в АТР на 7,8 млрд. долл. (47% всех контрактов, подписанных КНР в данный период) и 1840 ед. – в Африку на 1,8 млрд. (11%).

Объем военного экспорта КНР в 2012 г составил 1,954 млрд. долл., или 2,8% общемирового объема экспорта военной продукции. Без учета новых контрактов, военный экспорт страны в 2012-2015 г прогнозировался на уровне до 5,7 млрд. долл. Это было обусловлено тем, что руководство стран данных регионов при выборе поставщиков военной продукции ориентируется, в основном, на следующие факторы: низкие цены на ВВТ китайского производства; продукция ВПК Китая не требует высокотехнологичной базы для обслуживания; возможность оплаты за поставленные образцы путем предоставления китайским компаниям доступа к национальным природным ресурсам.

КНР экспортировала в страны АТР по контрактам, заключённым в 2004-2011 годах,  186 танков, 150 ББМ, 340 систем артиллерии, 120 самолётов (в т.ч. 40 боевых),  10 вертолётов, 1290 ЗУР, 52 корабля и катера, 100 ПКР, а в страны Африки – 190 танков, 690 ББМ, 640 систем артиллерии, 110 самолётов (в т.ч. 40 боевых),  170 кораблей и катеров (см. таблицу).

Таблица

Вид ВВТ Заказано Заключение контракта Поставлено Год

поставки

Заказ,  млн. долл. Прим.
Пакистан            
Истребитель  FC-1 150 1999 85 2007-? 3000 142 по лицензии
Сам. ДРЛО

ZDK-03

4 2008 4 2011-2012 278 В кредит
ПЛ вертолёт Z-9EC 6 2004 6 2009-2011 60 Для фр. F-22P
ПКР С-802   2011   2011   Для FC-1
Бангладеш            
Автомат  81 100 тыс. 2006 100 тыс. 2008-2012 30 По лицензии
ЗРК FM-90 8 ПУ 2009 8 ПУ 2011 50 1 ЗРК
ИстребительF-7BGI 16 2011 16 2012 160 По лицензии
Танк MBT-2000 44 2011 44 2012 162  
ПЗРК QW-2   2011   2012    
Мьянма            
УТС JL-8 60 2009 60 2010-2012 700 48 по лиц.
Индонезия            
ПКР С-704   2011   2012    
Кампучия            
Вертолёт Z-9 18 2011 18 2013 195  
Шри-Ланка            
Сам. МА-60 2 2010 2 2011 41,1  
Гана            
Патр.  катер 2 2008, 2 2011 40  
Патр.  катер 2 2009 2 2011 28  
Танзания            
Танк ZTZ-59 24 2010 24 2011 7 Модерн.
БТР ZFB-05   2010   2011    

 

Основным покупателем китайского ВВТ в АТР был Пакистан. В 2004-2011 годы его доля в экспорте Китая составила до 36% (2,824 млрд. долл.). Ключевыми видами ВВТ, поставляемой в эту страну, стали истребители FC-1 (в экспортном варианте JF-17), самолеты ДРЛО ZDK-03 и противолодочные вертолеты Z-9EC. Кроме того, Пакистану были проданы фрегаты типа Sword (F-22P),  танки Al-Khalid (MBT-2000), ракеты «воздух-воздух», ПКРК С-802А, а также стрелковое оружие и боеприпасы. Наряду с этим Пекин передал Исламабаду технологии по производству ракетного вооружения. Сейчас КНР поставляет Пакистану 4 подлодки Type 039 (+ 4 строятся по лицензии), совместно производятся и продвигаются на рынки третьих стран истребители FC-1.

Крупнейшими импортерами китайских вооружений в АТР в 2004-2011 годы являлись Бангладеш (289 млн. долл.), Малайзия (100 млн.), Мьянма (253 млн.) и Таиланд (117 млн. долл.) Большая часть заключенных КНР контрактов в 2011 г в АТР пришлая на Бангладеш, Пакистан, Индонезию и Кампучию. Планировалось, что доля стран АТР в экспорте ВВТ Китая в 2012-2015 годы достигнет 63,9% (3,64 млн. долл.) в основном за счет увеличении поставок в Пакистан.

В 2004-2011 годы КНР существенно не увеличила экспорт ВВТ и в страны Африки. Крупнейшими импортерами китайских вооружений в этом регионе являются Нигерия (251 млн. долл.) и Зимбабве (203 млн.). При этом продвижению продукции китайского ОПК на африканский рынок во многом способствовало наличие в странах региона оружия производства СССР и ресурсной базы для его ремонта и обслуживания, что упрощало подготовку специалистов, а также снимало вопрос о совместимости систем.

Кроме того, при заключении контрактов широко применялись бартерные схемы с оплатой контрактов природными ресурсами. Так, Замбия неоднократно рассчитывалась с КНР медью. Значительным спросом в странах Африки пользуются китайские истребители J-7, УТС JL-8 и самолет Y-12.

Ранее Китай поставил Анголе и Зимбабве стрелковое оружие и боеприпасы. В Алжир экспортировались 155-мм самоходные гаубицы а Судану Китай поставил БТР WZ-551 с колесной формулой 6х6.

Развивая экспорт ВВТ, Китай не только стремился реализовать свою продукцию, но и достичь политических и экономических целей. Так, в отношении АТР основной упор Пекин делал на сотрудничество с Пакистаном, стремясь усилить свои геополитические позиции в соперничестве с Индией. В Африке основные усилия руководства КНР направлены на реализацию устаревших типов ВВТ и на получение доступа к природным ресурсам [15].

По данным на 2017 г, в АТР усиливается гонка вооружений в связи с эскалацией конфликтности в Южно-Китайском море. Как Пекин, так и его соседи, начиная с 2012 г, активно наращивают закупки вооружений.

Сравнивая два пятилетних периода (в 2007-2011 годы и в 2012-2016 годы) объемы китайского экспорта вооружений выросли на 74%, что подняло долю Китая в глобальном экспорте с 3,8% до 6,2%, сделав его 3-ей по величине державой-экспортером вооружений после США и России.

В отличие от США, с их третью мировых поставок вооружений в более чем 100 стран, Китай работает с 44 государствами-партнерами преимущественно в Азии и Африке. Более 60% вооружений идет в Пакистан, Бангладеш и Мьянму, еще 22% – в страны Африки. Китай также расширяет свои рынки. В 2015 г КНР впервые осуществила поставки в Перу.

Продажи китайских вооружений в 2010-2014 годы составили до 15 млрд. долл. Благодаря растущей экономике Китая и его готовности производить собственное современное вооружение, его импорт упал на 11%, если сравнивать вышеуказанные два пятилетних отрезка. Однако, Китай все еще зависим от вооружений и компонентов из России, Украины и Франции. Особенно Китай ощущает нужду в запчастях для авиадвигателей, которые лишь на 30% состоят из китайских компонентов [16].

По данным на 2018 г, Китай за 2013–2017 годы нарастил экспорт ВВТ по сравнению с 2008-2012 годами на 38%. За последние 5 лет Китая осуществлял ВТС с 48-ю государствами (Россия в тот же период поставляла ВВТ в 47 стран).

С 1991 г 1-е место получателей китайского оружия занимает Пакистан, на который после 2000 г приходилось 35–55% всего китайского экспорта ВВТ. Здесь Китаю даже удалось подвинуть давнего союзника Пакистана – США. Причина этого в том, что продавая оружие, китайцы не выдвигают политических требований. К тому же Китай – давний противник Индии (противника Пакистана).

На 2-ом месте среди покупателей китайского оружия Бангладеш, а на 3-ем – долгое время была Мьянма. Однако в 2013–2017 годы 3-им по важности партнером Китая по ВТС с объемом 10% стал Алжир, заказы которого вместе с бангладешскими контрактами стали главным двигателем совокупного роста оружейного экспорта Китая в 2013–2017 годы. И это привело к противостоянию на оружейном рынке между Пекином и Москвой, поскольку для последней Алжир – один из крупнейших заказчиков в последние годы. Алжир некоторое время назад даже занимал 3-е место в оружейном экспорте России, а в 2012–2016 годы на эту страну приходилось 10% объема российского экспорта ВВТ.

Возможность вытеснения российских вооружений с рынков стран Азии и Африки китайским ВВТ очень велика, поскольку на эти регионы сегодня приходится основная доля оружейного экспорта Китая – 72% и 21%. Тогда как на Северную и Южную Америку приходится лишь 4,9%, а на Ближний и Средний Восток – 2%. Хотя и тут Китай стал вытеснять Россию – заключены крупные контракты на поставку ВВТ в Венесуэлу и др. Особенно обеспокоило Москву то, что в 2016 г Китай впервые поставил ЗРС в бывшую республику СССР (Туркменистан). Китай также не дает России по-настоящему выйти на оружейный рынок Индонезии. Реальность вытеснения Китаем России с рынков стран АТР показывает тот факт, что в свое время первым победителем тендера турецкого МО на новую ЗРС большой дальности оказалась более дешёвая китайская FD-2000 (HQ-9), а не российская С-400 с лучшими характеристиками. И только под сильным давлением США эта сделка была сорвана.

Но Китай продолжает закупать у ведущих разработчиков, в первую очередь России и Франции, небольшие партии новейших ВВТ (например, у РФ – 2 полковых комплекта ЗРС С-400 и 24 истребителя Су-35), значительная часть которых затем копируется с корректированием под китайские технологии, либо активно используется в разработках своих систем оружия аналогичного класса. А последние затем по существенно более низким ценам идут на внешний рынок, где теснят более дорогие и качественные аналоги [17].

Пекин активно развивает амбициозную программу экспорта оружия. Часто Китай продаёт новейшие технологии, которых у других стран нет, либо они готовы их продавать лишь ближайшим союзникам. Пример тому – рынок беспилотных авиационных комплексов (БпАК). Они сейчас быстро распространяется по миру.

США, одними из первых применившие эту технологию, отказываются продавать высокотехнологичные вооруженные БпАК всем, кроме самых близких союзников по НАТО. У Китая нет подобных ограничений. На выставках вооружения он представляет высокотехнологичные БпАК, одновременно с системами оружия для них. Китай уже продал вооруженные БпАК CH-3 и CH-4B 12 странам. Нежелание Вашингтона продавать свои технологии открывает Пекину поле действий. Экспортеры оружия из США и стран Европы считают Китай растущей для них коммерческой угрозой. Китай играет гораздо более значительную роль по сравнению с прошлым десятилетием, и предлагает клиентам системы вооружений приемлемого качества. Китайские технологии на 75% соответствуют потенциалу технологии западной, но стоит на 50% меньше. Кроме того, Китай готов работать на рынках, которые западные страны считают политически неприемлемыми. Например, в прошлые годы Китай, в нарушение эмбарго ООН, продавал вооружение КНДР, Ирану и Ливии времён Каддафи.

Экспорт китайского вооружения для сухопутных войск выглядит менее внушительно. Китай все еще конкурирует на международных рынках с такими странами, как Россия и Украина. Но, например, когда в 2014 г Киев не смог вовремя выполнить заказ Таиланда на поставку танков, Таиланд купил китайские танки VT4, а в 2017 г заключил еще один такой контракт с КНР.

 

Юрий Бараш,

 член Экспертного Совета ЦИАКР