ГОРБУЛИН СЧИТАЕТ НЕПРИЕМЛЕМОЙ СИТУАЦИЮ, КОГДА ПРЕЗИДЕНТ И СЕКРЕТАРЬ СНБО ИМЕЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЦБЕЗОПАСНОСТИ

Экс-секретарь СНБО Украины Владимир Горбулин (1995-1999) недоумевает по поводу текущей ситуации с наличием в публичной и медийной плоскости различных позиций Президента и секретаря Совбеза по ключевым  вопросам  национальной безопасности государства.

«Мне не очень нравится сегодня ситуация, когда почему-то разделяются позиции президента и секретаря СНБО», — сказал он в ходе презентации  нового Украинского института исследований безопасности (УИБД) 11 июня в Киеве, передает ИНТЕРФАКС-УКРАИНА.

«Президент – глава СНБО,  а секретарь СНБО — это лицо,  которое организует  всю работу  СНБО», — напомнил Горбулин, стоявший у истоков создания Совбеза в качестве главного аналитического центра страны по подготовке государственных решений.

«Это должен быть «единый кулак», — подчеркнул он, добавив: «Тогда не будет  бесконечных «фэнтази», которые мы наблюдаем каждый день по телевизору, по радио, и в других системах коммуникаций».

Говоря  о своем видении первоочередных приоритетов сектора  нацбезопасности  и обороны  страны в текущей ситуации, экс-секретарь СНБО выделил в их числе неотложное проведение комплексного оборонного обзора, включая аудит национального ОПК.  По его словам, эта задача ставилась «на повестку дня» оборонного  сектора с 2007 года, но до сих пор так и не нашла решения.

«Мы до сих пор в стране не знаем весь потенциал наших оборонных предприятий», — пояснил он, добавив: «И конечно, это уже «на устах у всех»: необходимо провести аудит госконцерна «Укроборонпром».

«Для этого безотлагательно должна быть разработана методика для проведения комплексного  обзора сектора безопасности и обороны. Это позволит нам получить четкое представление о технологической и  производственной базе и  определить  начальные  условия для запуска  системы  перевооружения  ВС страны  как  конечной задачи», — уточнил он.

Еще одним безотлагательным приоритетом оборонного сектора Горбулин назвал  «оперативный аудит» действующих документов стратегического оборонного планирования государства: Военной доктрины, Стратегии  национальной безопасности, Стратегического оборонного бюллетеня. Кроме  того, «некоторой коррекции», по его словам, требует принятый в 2018 году новый рамочный закон «О национальной безопасности Украины», в котором  не нашли отражения целый ряд  «перекрестков  нацбезопасности», отметил он.

«Сегодня ОПК не  имеет хозяина. Попытки МЭРТ создать  у себя департамент, который бы руководил всем объемом оборонных предприятий, и самое главное, выстраивал политику и определял первоочередные задачи и соответствующее финансирование, практически не находят решения через создание межведомственной комиссии (при СНБО-ИФ), которой сегодня руководит замглавы  МЭРТ», — заявил Горбулин.

В соответствии с принятым Верховной Радой в июне 2011 года законом Украины, сегодня МЭРТ в качестве уполномоченного правительством органа совместно с госконцерном «Укроборонпром»  обеспечивает управление объектами госсобственности в ОПК.

С 2016 года на МЭРТ возложены функции госзаказчика по созданию новых и наращиванию имеющихся производственных мощностей в ОПК. В марте 2018 года указом президента замминистра МЭРТ  Юрий Бровченко  назначен главой  межведомственной  комиссии  по вопросам ОПК  при СНБО.

В июне 2018 года  Верховная Рада отклонила предложения закрепить  в новом базовом законе «О национальной безопасности Украины» создание в системе центральной исполнительной власти  специального органа по вопросам ОПК. Вместе с тем,  ст. 23  раздела IV принятого базового закона, предусматривает создание в системе органов сектора безопасности и обороны центрального органа исполнительной власти (ЦИОВ), который обеспечивает формирование и реализацию  государственной  оборонно-промышленной политики. 24 апреля Кабинет министров на своем заседании принял решение о наделении МЭРТ полномочиями ЦОИВ  по вопросам  формирования и реализации  госполитики в ОПК.

Решением прошедшего 6 марта заседания СНБО по вопросам реформирования ОПК, закрепленного указом президента N 79/2019 от 15 марта, Кабинету министров поручено обеспечить в месячный срок, в том числе, проведение аудита «Укроборонпрома» с привлечением международных экспертов, а также расширение состава членов Набсовета госконцерна за счет представителей стран-партнеров.

В оборонном секторе акцентировали, что проведению аудита «Укроборонпрома» в условиях военного времени в стране, должны предшествовать всесторонний анализ и исключение рисков для долгосрочных интересов национальной безопасности Украины.