ВОПЛОЩЕНИЕ АРМЕЙСКОЙ МЕЧТЫ: МИ-8МСБ-В

В начале ноября 2017 года на одном из украинских полигонов были проведены успешные испытания отечественного ПТРК «Барьер-В» с вертолета Ми-8МСБ-В. Фактически результат пусков с вертолета высокоточных ракет, способных поражать цель на дальности 7,5 км, свидетельствует об очередном прорыве украинских создателей вооружений и военной техники. Речь о том, что Ми-8МСБ-В, который является глубокой модернизацией АО «Мотор Сич» легендарной винтокрылой машины Ми-8, подтвердил способность поражать любую бронированную цель управляемой противотанковой ракетой РК-2В разработки ГККБ «Луч», причем в режиме ведения всепогодного боя в любое время суток. На сегодняшний день в ходе испытаний отстреляно 8 ракет, и результатами пусков разработчики и заказчики довольны.

Использование отечественного ПТРК стало возможным благодаря разработке командой оружейников оптико-электронного модуля для обнаружения цели и наведения нацель ракеты ПМ-ЛКТ. Модуль входит в состав комплекса управления огнем 524Р, который устанавливается на вертолет Ми-8МСБ-В. В перспективе, после принятия на вооружение в ВСУ, такими комплексами можно оснащать отечественные модернизации вертолетов Ми-2 и Ми-24.

В упомянутую команду, кроме самого производителя вертолетов АО «Мотор Сич» и ГККБ «Луч» (предприятие стало головным предприятием в проекте), основными смежниками вошли частная компания «Рамзай» и черкасское государственное предприятие НПК «Фотоприбор». Еще одним смежником стал «Изюмский приборостроительный завод», который производит хорошо зарекомендовавший себя лазерный излучатель. Небезынтересно, что эта команда инженеров и конструкторов фактически решила задачу создания в Украине отечественной обзорно-прицельной гиростабилизированной оптоэлектронной системы. Той самой, которую когда-то (с 2007 года) пытались создать совместно с французской компанией Sagem (в полученных от французов двух комплексах нет лазерного канала управления, а сами комплексы фактически невоенного применения – категории «Police»).

Фактически речь идет об уникальной схеме государственно-частного партнерства, в которой ресурсы частных инвесторов играют едва ли не исключительную роль. В частности, все работы ГП НВК «Фотоприбор» выполняет за деньги частного предприятия, к тому же все работы по кооперации и финансированию испытаний производятся за оборотные ресурсы участников. Увы, государство по привычке настроено получать стратегический продукт, почти ничего не вкладывая. Однако проект настолько перспективный, что заниматься им стоит, утверждают его участники. Рынок такой модернизации в мире и вправду гигантский, а зависимость украинских производителей от зарубежных поставщиков отныне будет минимальной.

«Единственным изделием иностранного производства в комплексе является тепловизионная камера», — говорят в команде разработчиков.  А на фоне заметных подвижек АО «Мотор Сич» в модернизации вертолетов советской разработки и уже налаженного выпуска новых винтокрылых машин, для чего предприятие решило задачу самостоятельного производства наиболее критических комплектующих – редукторов и лопастей, — развитие военного сегмента основательно усиливает потенциал Украины как в оснащении собственных сил обороны, так и в работе на мировом рынке вооружений. Напомним, «Мотор Сич» в 2018 году уже поставил ВСУ 23 вертолета Ми-8 МСБ, в том числе 10 вертолетов Ми-8 МСБ-2. А в конце октября Берлинская вертолетная служба Spezialflug Berlin Hubschrauberdienste GmbH приняла на службу украинский вертолет Ми-8МСБ, получивший недавно европейский сертификат летной годности. Что, несомненно, говорит о высоком потенциале Ми-8МСБ в Европе. А с 2019 года «Мотор Сич» запустит в серию вертолет МСБ-2 «Надежда», который фактически является новой машиной.

Однако вернемся к комплексу управляемого вооружения 524Р. Он предназначен для решения задач круглосуточного обзора, обнаружения, распознавания и автоматического сопровождения наземных и воздушных, подвижных и неподвижных целей. Он позволяет обнаруживать цели типа танк на расстоянии до 10 км. Так что появление высокоточной ракеты «Альта» с дальностью стрельбы до 12 км, что уже анонсировало ГККБ «Луч», создает новые, поистине уникальные возможности для отечественных производителей вооружений. Одна из изюминок решения данной задачи состоит в том, что в Украине (и на ее территории в составе СССР) никогда не было полного цикла производства вертолетов, и, тем, более, комплекса вертолетного вооружения. Стоит отметить, что первые летные испытания украинских вертолетов, оснащенных новым управляемым вооружением, с успешными пусками ракет по целям, стало известно еще в середине 2017 года. РК-2В весом 47 кг (в контейнере) имеет дополнительный двигатель, а заряд позволяет высокоточной ракете прибивать 800 мм брони – то есть, любой современный танк для нее уязвимая мишень. При этом цель не подсвечивается, а вся «работа» по поражению цели осуществляется путем автоматического сопровождения.

Говоря о потребностях ВСУ и емкости внешнего рынка, специалисты отмечают, что в Украине это порядка 40-60 вертолетов Ми-8/Ми-24. Рынки иностранных заказчиков, только при беглом обзоре, составляют до 200 винтокрылых машин. Более того, такой комплекс может быть адаптирован и к производству пусков НУР – неуправляемых ракет, повысив точность стрельбы в 2-3 раза. Кроме того, ведь наряду с четырьмя управляемыми ракетами комплекс 524Р обеспечит и применение  неуправляемых ракет типа С-5, С-8, а также универсального пушечного контейнера УПК-23-250, контейнера с гранатометом и авиационных бомб. Но и это еще не все. Стоит отметить, что разработчики позаботились о комплексном решении задачи. Например, об оперативном обучении лётного и технического состава  — для этого будет использован контрольно-тренажерный комплект КТК-1М.

Не забыта и тема живучести вертолета. Для решения ЧАО «Рамзай» создало и предложило новые экранно-выхлопные устройства (ЭВУ) собственной разработки. По сравнению со штатными, они в 10 раз уменьшают излучение вертолета, существенно ограничивая возможности для ПЗРК. На этом же предприятии был создан и «Квадрос» — современная система защиты винтокрылой машины от высокоточных средств поражения. А еще специалисты этого частного предприятия работают над созданием современной легкой брони – ее интеграция (а по сути, обшивка вертолета) добавит около 500 кг веса, но должна защитить от пуль калибра 12,7 мм. А еще задумываются над увеличением количества управляемых ракет, что по общим характеристикам приблизит модернизированную машину Ми-24 к уровню Ми-35.

Не стоит думать, что проект родился и вырос до государственных испытаний по щелчку пальцев. Это не просто кропотливая работа, но тщательный поиск решений по всему миру, с использованием украинской традиции – включать опытно-конструкторскую работу (ОКР) в состав контрактов для иностранных заказчиков. Именно такой контракт несколько лет тому назад – на модернизацию Украиной партии из 12 Ми-24 в интересах Азербайджана, — помог открыть счет в решении технических задач данного проекта. Так вот, за три года, пока выполнялся проект для Азербайджана, ГККБ «Луч» практически удалось выполнить опытно-конструкторскую работу по интеграции боевой управляемой ракеты в вертолет – при помощи оборонной компании ЮАР, которая занималась поставками обзорно-прицельных гиростабилизированных оптоэлектронных систем. В результате, в Азербайджане было произведено порядка 30 пусков украинской вертолетной ракетой РК-2В комплекса «Барьер-В», причем максимальная дальность стрельбы в ходе выполнения контракта была увеличена в два раза. Заказчик был доволен, но довольны были и украинские исполнители, причем не только оплатой оборудования и работ. Главным достижением оказались как раз технические результаты по интеграции новой сверхзвуковой ракеты в вертолет. «Лучший путь довести опытный образец до эксплуатации без каких-либо шероховатостей – внешний контракт!» Так утверждают в украинском ОПК, который даже после четырех с половиной лет войны остается экспортно-ориентированным.

Крайне важно, что комплекс имеет большой потенциал для дальнейшего развития, — увеличения дальности, точности стрельбы и повышения уровня автоматизации.

 

         В результате Украина подошла к результату, который ранее представлялся неосуществимым. А именно, к самостоятельному созданию комплекса управляемого вооружения для вертолета. «Нам удалось сделать это за деньги, на порядок меньшие, нежели Украина заплатила французской компании», — весьма кстати отмечают в команде разработчиков, которая взялась за реализацию проекта.

Так что если Украина желает иметь свой «летающий танк» (это прозвище Ми-24 получил за габарит), то именно комплекс 524Р комплекс позволяет это сделать, уравнивая вертолет и танк по огневой мощи. Кстати, в будущем подобными ракетами могут быть оснащены катера ВМСУ и ГПСУ, что может заметно поубавить пыл противника на Азове.

 

Валентин Бадрак,

Центр исследований армии, конверсии и разоружения