ВЕРТОЛЕТ УКРАИНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА. РАЗВЕНЧАНИЕ МИФОВ

 12 сентября Центр исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) провел круглый стол на актуальную сегодня тему: “Проблемы реформирования ОПК Украины. Пути и возможности реализации реформы». Среди участников мероприятия Валентин Бадрак — директор ЦИАКР, Павел Букин — генеральный директор ГК «Укроборонпром»; Артем Вьюнник — директор НПП «Атлон Авиа», глава ОС «Всеукраинский общественный центр безопасности»; Виктор Галасюк — глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства, заместитель лидера Радикальной партии по вопросам экономической политики; Сергей Згурец — директор информационно-консалтинговой компании Defense Express; Виктор Плахута — исполнительный директор Фонда «Вільна Україна»; Иван Божков — советник президента АО «Мотор Січ»; Андрей Сенченко — глава Всеукраинского общественного правозащитного движения «Сила права» и другие эксперты.

В ходе круглого стола, среди прочего, директором Центра исследований армии, конверсии и разоружения В.Бадраком был озвучен призыв создать в Украине «подлинное лобби украинских разработчиков и производителей военной техники». Идея была поддержана главой Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства, заместителем лидера Радикальной партии по вопросам экономической политики В.Галасюком, с акцентом на необходимость принятия Закона Украины, предусматривающего реализации принципа «Купуй українське – плати українцям!» В ходе своего выступления В.Бадрак в качестве симптоматичного негативного примера привел решение МВД Украины закупить 55 французских вертолетов (из которых 21 – «бэушный») на сумму 550 млн евро, — в то время, когда в Украине существует собственное вертолетное производство.

В свою очередь, советник президента АО «Мотор Січ» Иван Божков в деталях  рассказал о возможностях предприятия, указав на возможные пути дальнейшего развития авиационной отрасли Украины в целом.

Прежде всего, «Мотор Січ» (предприятие является членом крупнейшего в стране объединения «Лига оборонных предприятий Украины») представляет собой крупнейшее и уникальное в своем роде высокотехнологичное производство. Достаточно сказать, что на момент создания концерна «Укроборонпром»  объемы экспорта «Мотор Сич» соответствовали объемам экспорта всего государственного объединения. На предприятии работает порядка 22 тысяч человек.

Советник президента компании на конкретном примере раскритиковал двойственность позиции украинских властей по важнейшим вопросам экономики. Прежде всего, в контексте ратифицированного парламентом межправительственного соглашения между Украиной и Французской Республикой о закупке 55 вертолетов.

«Документ имеет красивое название – Соглашение по официальной поддержке в создании единой системы авиационной безопасности и защиты Украины. За него было бы сложно не проголосовать. И я, если бы был народным депутатом и не изучал, о чем там идет речь, и на каких кабальных условиях это будет реализовано, я тоже бы наверняка проголосовал. Да и кто бы возражал против «Створення системы цивільного захисту»…

Я сегодня не хочу быть оппонентом с точки зрения подвергать критике  или анализировать содержание этого теперь уже закона, принятого и ратифицированного ВРУ. Для этого есть специальные службы, органы власти и управления  и структуры, которые в состоянии проанализировать и оценить, выгодна ли реализация этого закона для нашего государства или наносит ущерб.

Я просто хотел бы развеять некоторые мифы вокруг нашего предприятия, которые, к сожалению, имели место при подготовке к ратификации указанного документа и принятия окончательного решения. Наши оппоненты по сути дискредитировали нашу авиапромышленность в целом и в частности — предприятие «Мотор Сич». Наша позиция в отношении этого соглашения неоднократно доносилась до всех уровней власти, и мы не скрываем, что нас таким образом вытесняют не только с мировых, но уже и с отечественного рынка. Отсюда и такая реакция к подобного рода законам.

Миф первый. Украинские власти убеждали украинскую общественность, что «Мотор Сич» неспособен производить в достаточном количестве в соответствии с потребностями МВД Украины новую вертолетную технику. Сразу      хотел бы  сориентировать присутствующих, что контракт, который планируется заключить с французами на поставку трех типов вертолетов H225, H145, Н125, и кредит, который, по нашим расчетам, составляет примерно 700-800 млн евро – предусматривает закупку вертолетов, такого же по возрасту типа, как и вертолеты, которые выпускает «Мотор Сич». Это чтобы не было иллюзий – речь идет о вертолетах, сконструированных 30, 40 и даже 50 лет назад. Это французские вертолеты фирмы «Еврокоптер».

Далее: за 7 лет – мало кто знает – «Мотор Січ» практически с нуля создал мощный современный во всех отношениях вертолетостроительный завод, оснащенный самым современным оборудованием и станочным парком мирового уровня. Хочу в качестве примера привести реакцию военных атташе, которых два года назад привозили на наше предприятие. Они не верили, после того, что они слышали и читали о нашей стране, что у нас имеется такое современное предприятие, оснащенное по европейским стандартам самой современной техникой.

Два слова о том, что такое вертолет. Это – корпус, двигатель, редуктор, несущие винты и авионика. Поэтому, для решения задачи по производству вертолетов мы создали конструкторское бюро – в нем работает порядка 500 человек. За наши средства в Харьковском авиационном институте открыта кафедра и готовят специалистов в области вертолетостроения. Мы создали новые цеха по производству и ремонту редукторов, закупили американскую линию и технологию за несколько десятков, кстати, миллионов долларов. Сегодня готовится производство несущих и рулевых винтов для всех типов вертолетов, которые эксплуатируются в Украине, в т.ч., нашими Вооруженными Силами. Это прежде всего несущие винты для вертолета Ми-24.

Мы занимаемся вторым, завершающим этапом по созданию и производству двух типов вертолетов. Это польский вертолет Ми-2, который хотя и был спроектирован в КБ имени Миля в советские времена, но выпускался, вплоть до недавнего времени, в Польше.

Так вот, мы берем оболочку этого вертолета. Я часто использую термин, что корпус не ржавеет. И если есть заключение специалистов — насыщаем оборудованием, прежде всего двигателями, это наши, современные двигатели, сконструированные, кстати, государственным предприятием ЗМКБ «Ивченко-Прогресс», которое входит в структуру «Укроборонпрома». Прекрасные двигатели, хорошо себя зарекомендовавшие. Кстати, австрийцы успешно используют его на своем самолете «Даймонд».

Мы изготавливаем редуктор, несущие винты и авионику на этот вертолет, который пока называется Ми-2МСБ. В перспективе мы намерены заменить корпус на новый – из композиционных материалов, и получается классический новый вертолет взлетной массой до 6 тонн под названием «Надия». Мы предлагаем эту машину украинским потребителям, в т.ч. МВД.

Второй тип вертолета – это базовый вертолет Ми-8, один из лучших в мире среди представителей своего класса. Работаем по той же схеме – берем корпус и насыщаем его современным оборудованием и новыми узлами, т.е. новыми двигателями 5-го поколения, новым редуктором и новыми несущими винтами.      Уровень качества и возможности обоих названных вертолетов соответствуют мировым образцам для своего класса.

В подтверждение моих слов – два аргумента. Ми-8МСБ установил 13 мировых рекордов, зафиксированных Международной Федерацией. Имеются видео, в т.ч. в Интернете, где наши потенциальные заказчики принимают вертолеты и на камеру рассказывают о возможностях машин производства предприятия «Мотор Сич».

Вертолеты Ми-2МСБ состоят на вооружении структурно входящей в состав МВД Национальной Гвардии Украины. И ее нынешний командующий прямо у вертолета после испытательного полета говорит о том, что это исключительно нужный, полезный вертолет Ми-2МСБ производства «Мотор Сич», который полностью удовлетворяет все потребности Национальной гвардии Украины.

Опять же, об этом мало кто знает. Кое-кто полагает, что мы едва ли не гаражное производство создали и находимся все еще в самом начале создания вертолетной техники. Хочу разочаровать таких горе-специалистов и сообщить, что на сегодня ВСУ нами поставлены и успешно эксплуатируются  23 единицы машин Ми-8МСБ и 10 машин Ми-2МСБ. И есть заключения наших украинских пилотов (ВСУ, НГУ) о высоких качествах вертолетов и соответствии их самым высоким мировым стандартам.

Второй миф – о том, что наши вертолеты якобы по ТТХ уступают французским. Да, как любая техника, они имеют свои преимущества и свои недостатки. Не буду уподобляться таким оппонентам и критиковать французские машины, предлагаемые МВД. У них есть свои преимущества и свои недостатки. Это как любая иномарка, в чем-то преимущества, в чем-то недостатки. Так и вертолетная техника.

Но есть два главных аргумента, которые отличают наши вертолеты от французских. Так, французская машина того же класса, что и наш Ми-2МСБ – это Н-125 и Н-145. Но Н-145 стоит 9,8 млн евро (это открытая официальная информация), стоимость нашего вертолета для ВСУ – 1,5 млн. Стоимость летного часа 1870 долларов, нашего – 340.

Такая же картина и по средним вертолетам. Новый Н-225 стоит 21 млн евро, а новый Ми-8МСБ — в 4 раза дешевле. Стоимость нормо-часа эксплуатации – около 4 тыс. евро, нашего – одна тысяча».

 

Далее И.Божков справедливо отметил то обстоятельство, что на примитивном уровне принято сравнивать наш авиапром с мировыми компаниями подобно тому, как сравнивают «Запорожца» с иномаркой, даже со старой, где тот не идет ни в какое сравнение. Но на самом деле это далеко не так и «Мотор Сич» вместе с ЗМКБ «Ивченко-Прогресс» запорожского «куста» входят в мировую пятерку из порядка 20 стран лучших производителей авиационных двигателей.

И.Божков от метил, что, например, всемирно известная французская компания «Снекма», выпускающая двигатели для тех самых популярных сегодня «Боингов», при численности работников до 15 тыс. человек, например, выпускает 15 типов двигателей, у нас на сегодня – 40 типов и модификаций двигателей, и 22 тыс. работников соответственно. Это шесть заводов и 247 предприятий-смежников и контрагентов. А также созданное специальное КБ численностью в 500 человек специально под вертолетную программу.

Миф третий. Производство вертолетов нельзя воспринимать позитивно, т.к. оно якобы базируется на российских комплектующих. В производстве вертолетной техники мы активно занимаемся импортозамещением, чтобы перейти на собственное производство. Так вот, в подавляющем большинстве Ми-2МСБ и Ми-8МСБ состоят только из украинских комплектующих. Как исключение используются закупки некоторых компонентов на Западе. Комплектующие для наших вертолетов изготавливаются в т.ч. на предприятиях «Укроборонпрома».

Но у нас есть и реальные проблемы, для решения которых нам требуется централизованный орган исполнительной власти. У нас проблема с новыми материалами, специальными сталями, специальными сплавами и композиционными материалами. При наличии ряда металлургических предприятий мы не в силах их нацелить или обязать производить то, что требуется авиационной промышленности. Все ограничивается лозунгами и призывами, тогда как реальных изменений очень мало. Поэтому мы пошли по пути закупки необходимых материалов в европейских странах. Из российских составляющих пока остаются специальные сплавы и материалы.

Если наша украинская авиационная промышленность будет пользоваться поддержкой у себя в стране и не будет испытывать таких ударов, о которых мы тут только что говорили, то Украина сможет оставаться в мировой десятке производителей авиадвигателей и двадцатке производителей самолетов.

В противном случае мы рискуем все это потерять. Например, та же Польша, ранее занимавшаяся производством самолетов, вертолетов и двигателей на сегодня полностью утратила эти возможности. Там сейчас задают тон совсем другие фирмы.

 

Видео круглого стола можно увидеть по ссылке:

https://www.ukrinform.ru/rubric-presshall/2534509-problemy-reformirovania-opk-ukrainy-puti-i-vozmoznosti-realizacii-reformy.html

Владимир Заблоцкий